В нашей стране первый и второй
день мая – последнего и самого тёплого весеннего месяца, официально являются
выходными. Уже много десятилетий люди в эти дни отдыхают и празднуют, и сегодня
это – праздник Весны и Труда.
Большинство людей в России
знают и помнят, что раньше этот праздник назывался и отмечался иначе – в
течение многих десятилетий. 1 мая – День международной солидарности трудящихся,
в народе называли Первомаем, и всем в Советском Союзе, от мала до велика, было
известно, что в этот день в каждом городе и каждом населённом пункте страны
проходят праздничные демонстрации, в которых обязательно нужно принимать
участие.
Между тем, историки и социологи
считают, что праздник 1 мая имеет очень древние корни, и начал отмечаться ещё
тысячи лет назад. В Древнем Риме люди чтили богиню Майю – она считалась
покровительницей земли, с ней связывали плодородие, а значит и богатый урожай.
Названием месяца – май, люди обязаны именно этой богине, и в первый день мая
всегда устраивались пиры, игры и развлечения.
Праздник 1 мая в языческом
варианте отнюдь не являлся благопристойным во всех отношениях.
Вначале всё шло вполне мирно и
красиво: не только жители Рима, но и все люди в Италии стремились утром,
пораньше, пойти в поля или лес, радостно, с музыкой, песнями и плясками.
Собирались огромные толпы людей, они ломали зелёные ветки, собирали цветы, и
затем возвращались в город.
И тут праздничные шествия, не
без помощи вина и страстных, откровенно эротичных танцев, превращались в
неуправляемые оргии. Некоторые римские императоры, сами не отличавшиеся
благочестием, пытались всё же запретить подобные праздники, но это было
бесполезно: народ не воспринимал запреты, а их ужесточение могло бы обернуться
настоящими бунтами.
Какое отношение имел тогда этот
праздник к труду? Самое прямое: торжества устраивались в первый день мая, чтобы
весенние сельскохозяйственные работы – вспашка, сев - получили благословение
богини плодородия. Люди верили, что, если в этот день они будут петь и плясать
до упаду, гулять и веселиться разными способами, то урожай обязательно будет
богатым, а богиня сохранит и защитит его от всяких напастей.
Когда по Европе
распространилось христианство, церковь пыталась, как и императоры прежде,
отменить праздник, но снова ничего не вышло. Сделать праздник более пристойным
тоже не получилось: в результате запретов он превратился в ряд тайных церемоний,
связанных с тёмными силами.
Например, в Северной Европе
верили, что в ночь на 1 мая в Германии, на горе Брокен, собирается вся нечистая
сила, чтобы устроить шабаш – эта ночь известна, как Вальпургиева. Имели место и
человеческие жертвоприношения; праздник обрастал тёмными мифами, легендами, и
во многих странах стал носить оккультный характер.
В Древней Руси подобные
праздники появились около XIII века: германские верования переплелись со
славянскими языческими ритуалами, и в мае люди стали приносить жертвы духам
воды и леса.
Примерно так же проходил
праздник и в других странах: в Богемии поклонялись духам колодцев; в Польше
молодые женщины в красивых одеждах пели и плясали на зелёных лугах; в Литве
молодые люди выбирали «майю» - красивую юную женщину, украшали её венками,
берёзовыми ветками, и все вместе плясали на поляне, вокруг зелёного дерева,
обвитого яркими лентами.
При Петре I майские гулянья в
России начались заново, и сначала их праздновали только жители немецкой
слободы, но потом царь велел устраивать их повсеместно. Пётр Великий был
известен своей любовью к праздникам и гуляниям, а вот охоту он, оказывается, не
любил; поэтому он приказал считать Сокольники не местом для царской охоты, как
это было до него, а местом для народных гуляний. Именно там и проходили во
времена Петра первомайские гуляния, и москвичи их очень полюбили.
В конце XIX века праздник 1 мая
снова возродился, но уже в другом значении – он приобрёл выраженный
политический характер.
Всё началось с демонстраций в
Чикаго и других городах, устроенных коммунистами и анархистами. Главной
движущей силой этих демонстраций были рабочие, и вначале их требования были
мирными – они требовали 8-часового рабочего дня.
Анархисты в Чикаго, однако,
повели себя так, что всё закончилось трагедией: они начали стрелять и метать
бомбы (чем они и известны в истории), а полиция тоже открыла огонь.
В результате погибли люди – с
обеих сторон, демонстрация была разогнана, а лидеры рабочих были арестованы и
казнены – их обвиняли в организации взрыва. Впоследствии оказалось, что
обвинение ложное – это было доказано, и, в память о безвинно казнённых, в июле
1889 года Парижский конгресс II Интернационала призвал рабочих всего мира
считать 1 мая Днём международной солидарности трудящихся, и отмечать его
митингами и демонстрациями, предъявляя свои требования властям.
В дореволюционной России 1 мая
в этом качестве в первый раз отмечали в 1890 году, в Варшаве – Польша тогда
входила в состав Российской империи. В тот день была проведена стачка, в
которой приняли участие 10 000 рабочих, и в это же время стачки, митинги и
демонстрации прошли в других странах: Швеции, Норвегии, Франции, Италии,
Испании, Дании, Германии, Бельгии, Австро-Венгрии, США и т.д. Праздник 1 мая
стал символом борьбы трудящихся за свои права, и стал носить яркую политическую
окраску.
К концу XIX века маёвки стали регулярными:
это были нелегальные собрания, или «сходки», на которых рабочие обсуждали свои
действия и требования, а также делились информацией о том, как живут, трудятся
и борются за свои права рабочие других стран. Маёвки обычно преследовались и
разгонялись полицией, а лидерам рабочих грозил арест; тем не менее, они
приобретали всё более массовый характер, и перед началом Первой мировой войны в
них принимали участие сотни тысяч российских рабочих.
Открытое празднование 1 мая
впервые прошло в России после Февральской революции 1917 года, и в нём приняли
участие миллионы людей. Тогда во всех городах страны рабочие вышли на улицы, со
своими требованиями и лозунгами: «Долой войну!», «Вся власть Советам!» и т.д.
После Октября 1917 года
Первомай стали праздновать официально, и в этот день проходили не только
демонстрации, но и военные парады, а 2-го мая – маёвки на природе.
Однако настоящий размах
праздник получил в СССР, при «развитом социализме», и праздничные демонстрации
в день 1 мая стали обязательными формальными мероприятиями. По улицам городов и
сёл страны чётким шагом, с транспарантами, лозунгами, шарами, бумажными цветами
и портретами коммунистических лидеров проходили стройные колонны, причём в
шествии должны были принимать участие не только рабочие, но и все, кто где-либо
работал, а также студенты и другие учащиеся – за этим следили руководители
предприятий и ВУЗов.
Из громкоговорителей звучала
музыка – марши и советские песни, политические лозунги и приветствия, а на
трибунах, устанавливаемых на центральных площадях, около административных
зданий, находились представители власти, лидеры Компартии, ударники
коммунистического труда, и все они приветствовали проходящих внизу
демонстрантов.
Центральные и местные теле- и
радиоканалы в обязательном порядке транслировали это праздничное мероприятие.
Вся страна у «голубых экранов» смотрела в этот день трансляцию основной
демонстрации, проходящей в Москве, на Красной площади; показывали также кадры с
других демонстраций в советских городах.
По Красной площади в то время
могли пройти лидеры профсоюзов, активисты из рабочих и передовики производства
– те, кто считался «лучшими».
Советский народ любил 1 мая:
это был весёлый праздник – ведь после демонстрации все могли идти домой, к
родным, близким и друзьям, собираться с коллегами по работе, и отмечать День
международной солидарности трудящихся гуляниями и обильным застольем, или
поехать в лес, к реке – словом, на природу.
И неважно, что характер майских
праздников был обязательным, и имел яркую идеологическую окраску – люди всё
равно радовались выходным дням, и веселились от души, а ещё пользовались
возможностью поработать на огородах, в саду – ведь в то время свежие овощи и
фрукты для большинства населения страны были проблемой, и во многих регионах
были дефицитом – особенно зимой. Впрочем, возможности поработать на дачных
участках мы не упускаем и сегодня…
После распада СССР политическая
окраска Первомая померкла, а с 1992 года он стал называться Праздником Весны и
Труда.
Большинство жителей России
сегодня не слишком задумываются о традициях этого праздника – они просто
отдыхают и развлекаются. Именно это показали опросы ВЦИОМ, проведённые в 2010
году: люди принимают гостей и сами ходят в гости, отдыхают с семьёй и друзьями,
выезжают на природу, занимаются дачей, ремонтом, уборкой, или используют
свободное время как-то иначе. Из тех, кто считал 1 мая Днём борьбы за свои
права, осталось всего 2%, а на небольших первомайских демонстрациях собираются,
как правило, пожилые люди. Для них этот день остаётся светлым и прекрасным,
потому что напоминает им о самом прекрасном времени их жизни – молодости.
Ведь молодость всегда остаётся
прекрасной – в какое бы время человеку ни выпало жить, а 1 мая остаётся
праздником для всех, кто умеет самоотверженно работать, и при этом ценит труд
других людей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий