Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Программа внеурочной деятельности школы




Содержание
1.      Нормативно-правовая и документальная основа.
2.      Пояснительная записка.
3.      Цель и задачи.
4.      Принципы программы.
5.      Направления реализации программы.
      5.1. Формы внеурочной деятельности по направлениям.
6. Условия реализации программы.
      6.1. Кадровое обеспечение.
       6.2. Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время.
       6.3. Материально-техническое обеспечение.
7.      Планируемые результаты.
8.      Условия для самореализации учащихся.

9.       Внеурочная деятельность согласно ФГОС, 1 класс на 2011-2012 уч.г.

         9.1. Содержание воспитательной деятельности.

         9.2. Виды внеучебной деятельности.

         9.3. Методы и средства внеурочной деятельности.

10.  Тематическое планирование.
        10.1. Пояснительная записка.
        10.2. Цель внеурочного планирования.
        10.3. Задачи внеурочного планирования.
11.  Содержание деятельности.
12.  Создание материально-технической базы организации досуга учащихся.
13.  Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования.
14.  Ожидаемые результаты реализации программы.

1.     Нормативно-правовая и документальная основа:
Закон Российской Федерации « Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ;
Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ;
Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16);
Должностная инструкция зам. директора по воспитательной работе;
Должностная инструкция организатора по работе с детьми;
Должностная инструкция классного руководителя;
Должностная инструкция педагога дополнительного образования;
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования.

 

2.     Пояснительная записка

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся раскрыть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.
Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.
Школа работает по трём уровням результатов внеучебной деятельности школьников:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
       Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
  • приобретение учащимися социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
3.     Цель и задачи
Цель внеурочной деятельности – содействие в обеспечении достижения ожидаемых результатов в соответствии с основной образовательной программой МКОУ Октябрьской СОШ.
Задачи внеурочной деятельности:
         обеспечить достижение личностных, метапредметных, предметных результатов основной образовательной программы начального общего образования.
         обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
         оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
         улучшить условия для развития ребенка;
         учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

4.     Принципы программы:
  • включение учащихся в активную деятельность;
  • доступность и наглядность;
  • связь теории с практикой;
  • учёт возрастных особенностей;
  • сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;
  • целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

5.     Направления реализации программы

1. Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени.
2.     Проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий.
3.     Совершенствование содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
4.     Информационная поддержка занятости учащихся в свободное время.
5.     Научно-методическое обеспечение занятости учащихся во внеурочное время.
6.     Совершенствование уровня кадрового обеспечения.
7.     Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
Программа организации внеурочной деятельности, в соответствии с приоритетными направлениями программы развития школы, состоит из подпрограмм, в рамках которых реализуются 6 направлений деятельности.

Классы
Направления
 I
 II
 III
 IV

Всего
Спортивно-оздоровительное
2
2
2
2
8
Духовно-нравственное
2
2
2
2
8
Общеинтеллектуальное
2
2
2
2
8
Общекультурное
2
2
2
2
8
Социальное (общественно-полезная деятельность)
1
1
1
1
4
Проектная деятельность
1
1
1
1
4
Итого
10
10
10
10
40

5.1. Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:
1. Спортивно-оздоровительное:
•     работа спортивных секций и кружков;
•     организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр;
•     проведение бесед по охране здоровья;
•     применение на уроках игровых моментов, физ. минуток;
•     участие в спортивных соревнованиях на разных уровнях.
2. Общекультурное:
•     работа кружков художественной и творческой направленности;
•     организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
•     проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
•     участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, области.
 3. Общеинтеллектуальное:
•     работа кружков познавательной направленности;
•     интеллектуальные недели;
•     библиотечные уроки;
•     конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры.
4. Духовно-нравственное:
•     встречи с ветеранами войны и труда, «Уроки мужества»;
•     выставки рисунков;
•     тематические классные часы;
•     оказание помощи пенсионерам и ветеранам;
•     конкурсы рисунков;
•     работа кружка патриотической направленности.
5. Социальное (общественно-полезное):
•     проведение субботников;
•     работа трудовой бригады;
•     разведение комнатных растений;
•     Акция «Чистая планета»;
•     Акция «Доброе дело».
6. Проектная деятельность:
•     участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, района;
•     разработка проектов.

6.     Условия реализации программы:
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
  • организационное (конкретное планирование деятельности);
  • кадровое обеспечение программы;
  • научно-методическое обеспечение программы;
·         финансово-экономическое обеспечение;
·         материально-техническое обеспечение.

6.1. Организационное обеспечение
в рамках проектирования взаимодействия школы и ДЮСШ в условиях введения и реализации ФГОС выбрана модель внеурочной деятельности, исходя из реально складывающихся условий образовательного учреждения: учащиеся Октябрьской средней школы посещают секции ДЮСШ. Создается общее программно-методическое пространство, целевые ориентиры взаимодействия сориентированы на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО МКОУ Октябрьской школы.

6.2. Кадровое обеспечение:
В реализации программы участвуют:
  • педагоги школы, реализующие программу;
  • библиотекарь;
  • социальный педагог.

Совершенствование уровня кадрового обеспечения:

Задачи
Мероприятия
Подготовка педагогических кадров к работе с учащимися по внеурочной деятельности
Индивидуальные собеседования с преподавателями-предметниками и руководителями кружков, готовыми к деятельности в данном направлении.
Повышение методического уровня всех участников воспитательного процесса
Семинары-практикумы в методическом объединении с целью обмена опытом, накопленным в школе.
Проведение семинаров по реализуемым программам.
Обеспечение комфортных условий для работы педагогов
Изыскать возможности материального поощрения руководителей кружков.
Активизировать вовлеченность работников культуры в систему общешкольных мероприятий
Организация и проведение общешкольных  мероприятий.
Годовое планирование воспитательной работы с учётом возможностей педагогов.

6.3. Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время.
Создать банк методических разработок дел школы,   мероприятий, событий
Систематизация разработок педагогов.
Организация обмена опытом педагогов.
Разработать систему диагностической работы организатора по вопросам досуговой деятельности учащихся.
Проведение мониторинга общественного мнения среди педагогов ОУ, учащихся и родителей;
Диагностика запросов учащихся на организацию свободного времени.
Диагностика возможностей школы и внешкольных учреждений по организации свободного времени учащихся.
Информирование педагогического коллектива о результатах диагностики.
Разработать систему мероприятий, обеспечивающую повышение методического уровня педагогов.
Курсы повышения квалификации по вопросам  воспитательной и внеурочной деятельности педагога.
Создать банк методической литературы по организации досуга учащихся.
Приобретение методической литературы и ее постоянное обновление.
Систематизация методической литературы.
Информирование педагогов о наличии и их знакомство с содержанием имеющейся методической литературы.

6.4. Финансово-экономическое обеспечение
Согласно п.16 ФГОС НОО основная образовательная программа НОО реализуется ОУ через учебный план и внеурочную деятельность. Таким образом, финансирование внеурочной деятельности отнесено к полномочиям органов Государственной власти Свердловской области.
Осуществляется финансирование:
-части, формируемой участниками образовательного процесса, относящейся к учебному плану ОУ;
-внутришкольного дополнительного образования;
-деятельности классных руководителей;
-деятельности иных педагогических работников в соответствии с должностными обязанностями;
Бюджетное стимулирующее финансирование.

6.5. Материально-техническое обеспечение:
-выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий;
-материалы для оформления и творчества детей;
-наличие канцелярских принадлежностей;
-аудиоматериалы и видеотехника;
-компьютеры;
-телевизор;
-проектор;
-экран и др.
Для создания МТБ ОУ руководствуется следующими правовыми актами:
·        Закон РФ «Об образовании» в действующей редакции;
·        ФГОС НОО;
·        Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;
·        СанПИН;
·        Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;
·        Федеральные требования к ОУ в части охраны здоровья обучающихся.

7.     Планируемые результаты:
·        Формирование компетентностей;
·        Формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
·        Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
·        Улучшение психологической и социальной комфортности в  едином воспитательном пространстве;
·        Укрепление здоровья воспитанников;
·        Развитие творческой активности каждого ребёнка;
·        Укрепление связи между семьёй и школой.

Учитель и родители как участники педагогического процесса
Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста.
Задачами сотрудничества являются:
·        усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей и молодежи;
·        гуманизация взаимоотношений семьи и школы;
·        развитие у школьников опыта формального и неформального общения со взрослыми;
·        освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми;
·        оказание родителями содержательной помощи учителю в организации учебно-воспитательной работы, в том числе обучение детей в домашних условиях.
Сотворчество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности может успешно осуществляться по следующим направлениям (содержание сотворчества):
·        непосредственное участие родителей в организации различимых форм совместной внеурочной работы с детьми;
·        развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной, исследовательской  деятельности в школе и в домашних условиях и др.;
·        оказание помощи школе в ремонте и оборудовании помещений для внеурочных занятий школьников, изготовление совместно с детьми приборов и принадлежностей для качественной организации данных занятий.

8. Условия для самореализации учащихся.

№ п/п
Виды деятельности
Название секции, кружка и т.д.
Охват учащихся (в т.ч. от общего кол-ва)
1
Игровая
КВН, «Поле чудес», «Калейдоскоп»
1-4 классы
2.
Художественное творчество
Кружки «Изонить», «Рукоделие»
1-4 классы
3.
Спортивно-оздоровительная
Кружок «Спортивные игры»
Спартакиады, Дни здоровья
Беседы и мероприятия о здоровом образе жизни
1-4 классы
4.
Досугово – развлекательная деятельность
Праздники, конкурсы, викторины, фестивали.
1-4 классы
5.
Трудовая деятельность
Трудовые десанты, акции
1-4 классы
6.
Познавательная деятельность
Олимпиады, конференции, предметные недели, конкурсы
Кружки «Юный математик»
1-4 классы

 

9.   Внеурочная деятельность согласно ФГОС,

1 класс на 2011-2015 учебный год

Направление
деятельности
Кол-во часов в неделю
Вид деятельности
Ф.И.О.учителя
Спортивно-оздоровительное
3
Кружок «Поиграй-ка».

Художественно-эстетическое
1
1
Кружок «Рукоделие»
Кружок «Изонить»

Научно-познавательное
2
Кружок «Что? Где? Когда?»

Гражданско –патриотическое
1
Краеведческий кружок
старший вожатый
Общественно-полезная деятельность
1
Кружок «Помогай-ка»
старший вожатый
Проектная деятельность
1
Кружок «В стране чудес»
старший вожатый
Итого
10 часов



9.1. Содержание воспитательной деятельности.
Внеурочная деятельность направлена на формирование у детей:
-гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;
-социальной активности;
-представлений о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
-приобщение к системе культурных ценностей;
-трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;
-экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;
-эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
-организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;
-навыков здорового образа жизни.

9.2. Виды внеучебной деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
досугово-развлекательная деятельность;
художественное творчество;
социальное творчество;
трудовая деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность;
туристско-краеведческая деятельность.

9.3. Методы и средства внеурочной деятельности – это методы и средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой внеурочной деятельности:
-беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу;
-упражнение;
-поручения детям подготовить сообщения;
-методы игры в различных вариантах;
-составление плана и т.д.
Эти методы всегда имеют положительное влияние, формируют позитивное общественное мнение о школе.

Формы оценки. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями системы оценки являются:
  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
  • использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и не персонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами  таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
  • использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.
10.      Тематическое планирование внеурочной деятельности.
10.1. Пояснительная записка.
Основой для современной организации воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста является сама цель обучения и воспитания – общее развитие ребёнка, где важным фактором воспитания является освоение учениками системы общечеловеческих ценностей: Земля – планета, человек и его здоровье, труд, образование и культура (на основе принципа деятельностного подхода к воспитанию). Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно-нравственный потенциал, высокий уровень самосознания дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.
Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время – это, прежде всего, единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально. Внеклассная работа в форме проведения праздников, экскурсий, разнообразных викторин и конкурсов, творческих мастерских и т.п. способствует развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств. Важным и необходимым фактором воспитательного процесса является привлечение родителей для проведения различных мероприятий и их непосредственного участия в них. Это обусловливает слаженную работу детского коллектива и скрепляет союз «Семья- школа».
10.2. Цель внеурочного планирования:
  • развитие личности школьника, его творческих способностей на основе самореализации личного образовательно-воспитательного потенциала.
10.3. Задачи внеурочного планирования:
  • формировать умения ориентироваться в новой социальной среде;
  • формировать умения общаться и сотрудничать;
  • воспитание духовно–нравственных качеств личности.
11.      Содержание деятельности.
Примерное календарно-тематическое планирование 
внеурочной деятельности для начальной школы


Классные часы- практикумы

Школьные дела

Мероприятия
сентябрь
1.Лето – это здорово!
2.Я - неповторимый человек.
3.Моё здоровье.
1.День знаний.
2.Выбор актива класса.
3.Планирование работы.
1.Поход в лес.
2.Экскурсия-соревнование «По следу бурого медведя»
октябрь
1.Полезные и вредные привычки.
2.Учусь делать добро.
3. Как беречь электричество.
1.Выпуск стенгазеты.
2.Спортивный праздник.
1.Интеллектуальная игра.
2.Праздник урожая.
ноябрь
1.Учусь находить новых друзей.
2.Опасное и безопасное.
1.Помоги природе.
2. Подборка «Моя семья».
1.В гостях у Незнайки (к юбилею Н.Носова).
2.Суперконкурс «А ну-ка, папочки, а затем мамочки»
декабрь
1.Учусь принимать решения в опасных ситуациях.
2.Учусь находить интересные занятия.
3.Правда о табаке.
4.Правда об алкоголе.
1. Подготовка к празднику День чистоты.
2. Подготовка к экологической акции.
1.Праздник чистоты «День Чистоты».
2. Экологическая
акция.
январь
1.Как правильно есть.
2.Режим питания.
3.Самые полезные продукты.
1. Масленица.
1.Масляничные гуляния.
2.Встреча с интересными людьми
февраль
1.Моя семья – моё богатство.
1. Подборка материала «Мои папа и дедушка».
1.Рыцарский турнир.
март
1.Кухня народов Мира
1. Оформление поваренной книги «Семейные рецепты».
1.Конкурс «Поварята»
апрель
1.Что такое жажда?
2.Что надо есть, если хочешь стать сильнее.
3.Где найти витамины весной.
4.На вкус и цвет товарищей нет.
1. Подготовка к занимательной неделе
2. Подготовка ко дню Победы
Занимательная неделя:
1.День смеха.
2. День игры.
3. День подарков.
4. День трудолюбия.
5. День вежливости.
6. День джентльменов и леди.
май
1. Я и мои друзья
1. Самоанализ дел.
1.День Победы.
2.Праздник «Прощай, начальная
школа» (для 4 класса).

12.      Создание материально-технической базы организации досуга учащихся:
Оснащение читального зала библиотеки;
Оснащение видеопроекционной аппаратурой всех классов;
Оснащение спортивного зала инвентарем;
Оборудование рабочего места педагога.

13.      Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:
-рост социальной активности обучающихся;
-рост мотивации к активной познавательной деятельности;
-уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;
-качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру;
-удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы.
Объекты мониторинга:
1.      оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы;
2.      сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;
3.      анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями;
4.      анкетирование школьников и родителей в рамках внутришкольного контроля;
5.      вовлечённость  обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне ОУ;
6.      результативность участия субъектов образования в целевых программах и проектах различного уровня.

14.      Ожидаемые результаты реализации программы.
  • готовность к производительному труду;
  • готовность к дальнейшему образованию;
  • сформированность мировоззрения;
  • сформированность общей культуры;
  • сформированность потребностей и умений творческой деятельности;
  • сохранение здоровья.


Комментариев нет:

Отправить комментарий