Содержание
1. Нормативно-правовая и документальная
основа.
2. Пояснительная записка.
3. Цель и задачи.
4. Принципы программы.
5. Направления реализации программы.
5.1. Формы
внеурочной деятельности по направлениям.
6. Условия реализации программы.
6.1. Кадровое
обеспечение.
6.2. Научно-методическое обеспечение и
экспертиза занятости учащихся во внеурочное время.
6.3. Материально-техническое
обеспечение.
7. Планируемые результаты.
8. Условия для
самореализации учащихся.
9. Внеурочная деятельность согласно ФГОС, 1 класс на 2011-2012 уч.г.
9.1.
Содержание воспитательной деятельности.
9.2. Виды внеучебной деятельности.
9.3. Методы и средства внеурочной деятельности.
10. Тематическое планирование.
10.1.
Пояснительная записка.
10.2. Цель
внеурочного планирования.
10.3. Задачи
внеурочного планирования.
11. Содержание деятельности.
12. Создание материально-технической
базы организации досуга учащихся.
13. Мониторинг эффективности внеурочной
деятельности и дополнительного образования.
1. Нормативно-правовая и документальная
основа:
Закон Российской Федерации
« Об образовании»;
Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования;
Концепция модернизации
дополнительного образования детей Российской
Федерации;
Методические рекомендации
по развитию дополнительного образования детей в ОУ;
Письмо Министерства
образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного
потенциала общеобразовательного процесса в ОУ;
Методические рекомендации о
расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо
Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16);
Должностная инструкция зам.
директора по воспитательной работе;
Должностная инструкция
организатора по работе с детьми;
Должностная инструкция
классного руководителя;
Должностная инструкция
педагога дополнительного образования;
Санитарно-эпидемиологическими
требованиями к учреждениям образования.
2. Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является
составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации
свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается
преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для
удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении
и общественно полезной деятельности. Настоящая программа создает условия для
социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой
самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и
отечественной культур.
Программа способствует более
разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не
всегда удаётся раскрыть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам
деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом
деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый
вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной,
трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в
определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный
эффект. Внеурочная деятельность является составной частью
учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного
времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается преимущественно как
деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения
потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и
общественно полезной деятельности. Правильно организованная система
внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно
максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности
каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности.
Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее
продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Часы,
отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и
направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной
системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций,
круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных
мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад,
соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и
секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря
индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются
раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие,
музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.
Занятия могут проводиться не только
учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений
дополнительного образования.
Школа работает по трём уровням
результатов внеучебной деятельности школьников:
1-й уровень – школьник знает и понимает
общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит
общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно
действует в общественной жизни.
Внеурочная
деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
3. Цель и задачи
Цель внеурочной деятельности – содействие в
обеспечении достижения ожидаемых результатов в соответствии с основной
образовательной программой МКОУ Октябрьской СОШ.
Задачи внеурочной деятельности:
•
обеспечить достижение личностных, метапредметных,
предметных результатов основной образовательной программы начального общего
образования.
•
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в
школе;
•
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
•
улучшить условия для развития ребенка;
•
учесть возрастные и индивидуальные
особенности обучающихся.
4. Принципы программы:
5. Направления
реализации программы
1. Создание оптимального педагогически
организованного пространства проведения учащимися свободного времени.
2. Проведение необходимых для
оптимальной занятости учащихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих
мероприятий.
3. Совершенствование содержания, форм и
методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
4. Информационная поддержка занятости
учащихся в свободное время.
5. Научно-методическое обеспечение
занятости учащихся во внеурочное время.
6. Совершенствование уровня кадрового
обеспечения.
7. Совершенствование
материально-технической базы организации досуга учащихся.
Программа организации внеурочной
деятельности, в соответствии с приоритетными направлениями программы развития
школы, состоит из подпрограмм, в рамках которых реализуются 6 направлений
деятельности.
5.1. Формы внеурочной воспитательной
работы по направлениям:
1.
Спортивно-оздоровительное:
• работа спортивных секций и кружков;
• организация походов, экскурсий,
«Дней здоровья», подвижных игр;
• проведение бесед по охране здоровья;
• применение на уроках игровых
моментов, физ. минуток;
• участие в спортивных соревнованиях
на разных уровнях.
2.
Общекультурное:
• работа кружков художественной и
творческой направленности;
• организация экскурсий, выставок
детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
• проведение тематических классных
часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
• участие в конкурсах, выставках
детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, области.
3.
Общеинтеллектуальное:
• работа кружков познавательной
направленности;
• интеллектуальные недели;
• библиотечные уроки;
• конкурсы, экскурсии, олимпиады,
конференции, деловые и ролевые игры.
4.
Духовно-нравственное:
• встречи с ветеранами войны и труда,
«Уроки мужества»;
• выставки рисунков;
• тематические классные часы;
• оказание помощи пенсионерам и
ветеранам;
• конкурсы рисунков;
• работа кружка патриотической
направленности.
5.
Социальное (общественно-полезное):
• проведение субботников;
• работа трудовой бригады;
• разведение комнатных растений;
• Акция «Чистая планета»;
• Акция «Доброе дело».
6. Проектная деятельность:
• участие в научно-исследовательских
конференциях на уровне школы, района;
• разработка проектов.
6. Условия реализации программы:
Для
успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
·
финансово-экономическое
обеспечение;
·
материально-техническое
обеспечение.
6.1. Организационное обеспечение
в рамках
проектирования взаимодействия школы и ДЮСШ в условиях введения и реализации
ФГОС выбрана модель внеурочной деятельности, исходя из реально складывающихся
условий образовательного учреждения: учащиеся Октябрьской средней школы
посещают секции ДЮСШ. Создается общее программно-методическое пространство,
целевые ориентиры взаимодействия сориентированы на достижение планируемых
результатов освоения основной образовательной программы НОО МКОУ Октябрьской
школы.
6.2. Кадровое обеспечение:
В
реализации программы участвуют:
Совершенствование уровня кадрового обеспечения:
6.3. Научно-методическое обеспечение и
экспертиза занятости учащихся во внеурочное время.
6.4. Финансово-экономическое обеспечение
Согласно
п.16 ФГОС НОО основная образовательная программа НОО реализуется ОУ через
учебный план и внеурочную деятельность. Таким образом, финансирование
внеурочной деятельности отнесено к полномочиям органов Государственной власти
Свердловской области.
Осуществляется
финансирование:
-части,
формируемой участниками образовательного процесса, относящейся к учебному
плану ОУ;
-внутришкольного
дополнительного образования;
-деятельности
классных руководителей;
-деятельности
иных педагогических работников в соответствии с должностными обязанностями;
Бюджетное
стимулирующее финансирование.
6.5. Материально-техническое
обеспечение:
-выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных
мероприятий;
-материалы для оформления и творчества детей;
-наличие канцелярских принадлежностей;
-аудиоматериалы и видеотехника;
-компьютеры;
-телевизор;
-проектор;
-экран и др.
Для создания МТБ ОУ руководствуется следующими правовыми актами:
·
Закон
РФ «Об образовании» в действующей редакции;
·
ФГОС
НОО;
·
Федеральными
требованиями к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности
учебного процесса и оборудования учебных помещений;
·
СанПИН;
·
Санитарно-эпидемиологические
правила и нормативы;
·
Федеральные
требования к ОУ в части охраны здоровья обучающихся.
7. Планируемые результаты:
·
Формирование
компетентностей;
·
Формирование
опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий,
обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
·
Внедрение
эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
·
Улучшение
психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
·
Укрепление
здоровья воспитанников;
·
Развитие
творческой активности каждого ребёнка;
·
Укрепление
связи между семьёй и школой.
Учитель и родители как участники
педагогического процесса
Целью сотрудничества учителей и родителей является создание
неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление
эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного
возраста.
Задачами сотрудничества являются:
·
усиление
нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей и молодежи;
·
гуманизация
взаимоотношений семьи и школы;
·
развитие
у школьников опыта формального и неформального общения со взрослыми;
·
освоение
родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми;
·
оказание
родителями содержательной помощи учителю в организации учебно-воспитательной
работы, в том числе обучение детей в домашних условиях.
Сотворчество учителей и родителей в
воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности может
успешно осуществляться по следующим направлениям (содержание сотворчества):
·
непосредственное
участие родителей в организации различимых форм совместной внеурочной работы
с детьми;
·
развитие
сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной,
исследовательской деятельности
в школе и в домашних условиях и др.;
·
оказание
помощи школе в ремонте и оборудовании помещений для внеурочных занятий
школьников, изготовление совместно с детьми приборов и принадлежностей для
качественной организации данных занятий.
8. Условия для самореализации учащихся.
9. Внеурочная
деятельность согласно ФГОС,
1 класс на 2011-2015 учебный год
9.1. Содержание воспитательной
деятельности.
Внеурочная деятельность направлена на
формирование у детей:
-гражданственности,
патриотизма, уважения к правам и свободам человека;
-социальной активности;
-представлений о
нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в
соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
-приобщение к системе
культурных ценностей;
-трудолюбия, готовности к
осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму,
конкурентоспособности;
-экологической культуры,
предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;
-эстетического отношения к
окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения
выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка
видах творческой деятельности;
-организационной культуры,
активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и
навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со
сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков
самоорганизации, проектирования собственной деятельности;
-навыков здорового образа
жизни.
9.2. Виды внеучебной деятельности:
игровая деятельность;
познавательная
деятельность;
проблемно-ценностное
общение;
досугово-развлекательная
деятельность;
художественное творчество;
социальное творчество;
трудовая деятельность;
спортивно-оздоровительная
деятельность;
туристско-краеведческая
деятельность.
9.3. Методы и средства внеурочной
деятельности – это методы и средства воспитания, выбор
которых определяется содержанием, формой внеурочной деятельности:
-беседа с учащимися с целью выяснения их интереса,
информированности по данному вопросу;
-упражнение;
-поручения детям подготовить сообщения;
-методы игры в различных вариантах;
-составление плана и т.д.
Эти методы всегда имеют положительное влияние,
формируют позитивное общественное мнение о школе.
Формы оценки. В соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования в
школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку
образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки
выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями системы оценки являются:
10. Тематическое планирование внеурочной
деятельности.
10.1. Пояснительная записка.
Основой для современной организации
воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста является сама цель
обучения и воспитания – общее развитие ребёнка, где важным фактором
воспитания является освоение учениками системы общечеловеческих ценностей:
Земля – планета, человек и его здоровье, труд, образование и культура (на
основе принципа деятельностного подхода к воспитанию). Проблема использования
свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и
развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в
любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание
осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная
деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую
деятельность и духовно-нравственный потенциал, высокий уровень самосознания
дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.
Содержание деятельности учащихся
начальных классов во внеурочное время – это, прежде всего, единство игровой и
познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным
материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя
эмоционально. Внеклассная работа в форме проведения праздников, экскурсий,
разнообразных викторин и конкурсов, творческих мастерских и т.п. способствует
развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их
личностных качеств. Важным и необходимым фактором воспитательного процесса
является привлечение родителей для проведения различных мероприятий и их
непосредственного участия в них. Это обусловливает слаженную работу детского
коллектива и скрепляет союз «Семья- школа».
10.2. Цель внеурочного планирования:
10.3. Задачи внеурочного планирования:
11. Содержание деятельности.
Примерное
календарно-тематическое планирование
внеурочной деятельности для начальной
школы
12. Создание материально-технической базы
организации досуга учащихся:
Оснащение читального зала библиотеки;
Оснащение видеопроекционной аппаратурой
всех классов;
Оснащение
спортивного зала инвентарем;
Оборудование рабочего места педагога.
13. Мониторинг эффективности внеурочной
деятельности и дополнительного образования.
Целью мониторинговых исследований является создание системы организации,
сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность
модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по
следующим критериям:
-рост социальной активности
обучающихся;
-рост мотивации к активной
познавательной деятельности;
-уровень достижения
обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность
коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и
организационных способностей, рефлексивных навыков;
-качественное изменение в
личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной
культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру;
-удовлетворенность учащихся
и родителей жизнедеятельностью школы.
Объекты мониторинга:
1. оценка востребованности форм и
мероприятий внеклассной работы;
2. сохранность контингента всех
направлений внеурочной работы;
3. анкетирование школьников и родителей
по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными
мероприятиями;
4. анкетирование школьников и родителей
в рамках внутришкольного контроля;
5. вовлечённость обучающихся во внеурочную
образовательную деятельность как на базе школы, так и вне ОУ;
6. результативность участия субъектов
образования в целевых программах и проектах различного уровня.
14. Ожидаемые результаты реализации
программы.
|
Программа внеурочной деятельности школы
Подписаться на:
Сообщения (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий