Пояснительная записка
Сегодня
многим педагогам и психологам образования становится понятно, что для успешного
обучения в школе современный ученик должен обладать такими характеристиками и
навыками, как умение ориентироваться в окружающей ситуации, самостоятельно
выбирать вид и направление деятельности, определять свои интересы, планировать
работу с целью реализации возможностей. Внимание к обозначенной проблеме
вызвано еще тем, что в последние годы увеличилось количество учащихся, которые
испытывают трудности в адаптации к образовательной среде, освоению школьных
программ. Наблюдения за этими детьми и их диагностика показывают недостаточное
развитие социальной сферы. Дети испытывают трудности в организации своего
поведения, чаще всего неадекватно реагируют на ситуацию и, как следствие,
испытывают трудности в усвоении школьных программ.
В связи с этим
возникает необходимость пересмотреть организацию обучающего пространства, с
целью создания условий, содействующих формированию таких компетенций, которые
бы способствовали развитию ребенка, его социализации.
В настоящее время в
образовательной практике активно применяется метод проектов, который успешно
решает как учебные, так и воспитательные задачи. Занятия по методу проектов
дают возможность ученику проявить себя в системе общественных отношений,
способствуют формированию у него новой социальной позиции. В ходе занятий
ученики приобретают навыки планирования и организации собственной деятельности,
у них появляется возможность открыть и реализовать врожденные способности.
Данная программа формирования навыка самоопределения спланирована с учетом возрастной специфики учащихся.
В основу программы по
внеурочной деятельности (Научно-познавательная направленность), подпрограмма –
курс «Учусь создавать проект» для 1 класса взята программа, разработанная
Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект» и обеспеченная
методическим пособием для учителя /Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой – М.,
Издательство РОСТ, 2012 г.,119 с./
Курс рекомендован
Министерством образования и науки РФ и соответствует ФГОСу начального общего
образования.
Приоритетной целью
образования в современной школе становится развитие личности, готовой к
правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и
саморазвитию.
Метод
проекта – это не просто набор приемов и действий,
подобранных педагогом, Это специально организованная педагогом проблемная
ситуация, которая побуждает ученика к поиску информации, выбору способов ее
переработки, вариантов коммуникативной деятельности с целью ее разрешения.
Именно проблемная ситуация является универсальной для решения как
воспитательных, так и образовательных задач потому, что она создает
естественную среду, максимально приближенную к реальной, в которой
стимулируется практическая деятельность ученика. Ситуация необходимости решения
обозначенной учителем проблемы обеспечивает освоение учеником новых способов
учебной деятельности, формирует опыт самоорганизации собственных возможностей и
актуализации врожденных способностей.
Цель
программы: создание условий для формирования навыка
саморегуляции и самоопределения младшего школьника.
Задачи:
1. Знакомство
с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта (познавательные УУД).
2. Формирование
позиции взаимодействия, навыка группового взаимодействия (коммуникативные УУД).
3. Формирование опыта выполнения самостоятельной
творческой работы, оценки своей деятельности (регулятивные УУД).
4. Формирование
навыка самоопределения, реализации собственного проекта (личностные УУД)
Возрастное
обоснование:
Социальное развитие.
Возраст создания основы для саморазвития, завершение формирования самосознания.
Мысль становится
лично-социализированной. Начинается поиск себя. Усваиваются новые социальные
понятия, углубляется понимание мотивов поведения человека.
Мотивы
раскрываются и дифференцируются. Ребенок
начинает реально осознавать свою деятельность, поведение в системе отношений с
окружающим миром. Мотивация – общественная оценка. Растет недовольство собой,
появляется критичность к себе и окружающим людям.
Познавательные функции.
Становится возможной перспективная регуляция внимания. Пик развития памяти.
Ребенок запоминает схемами, по смыслу, воспроизводит по требованию. Восприятие
в форме организованного, активного и дифференцированного наблюдения.
Мышление становится
рефлексивным, творческим, доминирующим познавательным процессом.
Ребенок способен
ставить познавательные цели, выбирать необходимую информацию, организовывать
свою деятельность в связи с поставленными целями.
Работа
по программе направлена на достижение следующих результатов:
·
Учащиеся обучаются работать с первичной
идеей.
·
Формируется навык планирования
деятельности.
·
Формируется умение концентрировать
внимание, удерживать, переключать его на другие виды деятельности.
·
Формируется опыт защиты своей идеи.
·
Формируется опыт самоопределения.
·
Формируется навык публичного выступления
перед незнакомой аудиторией.
·
Учащиеся учатся взаимодействовать в
паре, в группе.
·
Формируется опыт первичной
исследовательской деятельности.
Приобретенные навыки
помогают ученику лучше ориентироваться в окружающей действительности, адекватно
реагировать на нее.
Данная программа
диагностична. Результативность и эффективность программы можно выявить путем
обследования детей на начало и конец курса занятий.
Программа «Учусь
создавать проект» включает 135 часов по 1 занятию в неделю с 1 по 4 классы.
Данная программа
составлена на основе программы Н.Л.Куракиной, И.С.Сидорук «Мой первый проект»,
Р.И.Сизовой, Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект», А.И.Савенкова «Я –
исследователь».
Тематическое
планирование для 1 класса
№
занятия
|
Тема
|
Кол.
часов
|
1
|
Кто я? Моя семья
|
1
|
2
|
Чем
я люблю заниматься. Хобби
|
1
|
3
|
О
чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта
|
1
|
4
|
Как
собирать материал? Твои помощники
|
1
|
5
|
Проблема.
|
1
|
6
|
Проблема.
Решение проблемы
|
1
|
7
|
Гипотеза.
Предположение
|
1
|
8
|
Гипотеза.
Играем в предположения
|
1
|
9
|
Цель
проекта
|
1
|
10
|
Задача
проекта
|
1
|
11
|
Выбор
нужной информации
|
1
|
12
|
Выбор
нужной информации
|
1
|
13
|
Интересные
люди – твои помощники
|
1
|
14
|
Продукт
проекта
|
1
|
15
|
Виды
продукта. Макет
|
1
|
16
|
Визитка
|
1
|
17
|
Как
правильно составить визитку к проекту
|
1
|
18
|
Как
правильно составить визитку к проекту
|
1
|
19
|
Мини-сообщение.
|
1
|
20
|
Выступление
перед знакомой аудиторией
|
1
|
21
|
Выступление
перед знакомой аудиторией
|
1
|
22
|
Играем
в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно
|
1
|
23
|
Подготовка
ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта
|
1
|
24
|
Пробные
выступления перед незнакомой аудиторией
|
1
|
25
|
Пробные
выступления перед незнакомой аудиторией
|
1
|
26
|
Играем
в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно
|
1
|
27
|
Играем
в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно
|
1
|
28
|
Играем
в ученых. Поилка для цветов. Это интересно
|
1
|
29
|
Тест
«Чему я научился?»
|
1
|
30
|
Памятка
для учащегося-проектанта
|
1
|
31
|
Памятка
для учащегося-проектанта
|
1
|
32
|
Твои
впечатления от работы над проектами
|
1
|
33
|
Ярмарка
достижений
|
1
|
Тематическое
планирование для 2 класса
№ занятия
|
Тема
|
Кол. часов
|
1
|
Круг
твоих интересов. Хобби. Увлечения
|
1
|
2
|
Выбор
темы твоего проекта. Ты - проектант
|
1
|
3
|
Знакомство
с понятием «формулировка». Работа со словарями
|
1
|
4
|
Выбор
помощников в работе над проектом
|
1
|
5
|
Этапы
работы над проектом
|
1
|
6
|
Актуальность
темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность»
|
1
|
7
|
Проблема.
Решение проблемы
|
1
|
8
|
Выработка
гипотезы-предположения
|
1
|
9
|
Цель
проекта
|
1
|
10
|
Задачи
проекта
|
1
|
11
|
Сбор
информации для проекта
|
1
|
12
|
Знакомство
с интересными людьми. Интервью
|
1
|
13
|
Обработка
информации. Отбор значимой информации
|
1
|
14
|
Создание
продукта проекта. Твое знакомство с понятиями «макет», «поделка»
|
1
|
15
|
Играем
в ученых. Это интересно
|
1
|
16
|
Тест
«Чему ты научился?»
|
1
|
17
|
Отбор
информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение)
|
1
|
18
|
Творческая
работа. Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация»
|
1
|
19
|
Значимость
компьютера в создании проектов. Презентация
|
1
|
20
|
Знаком
ли ты с компьютером? Программа МРР
|
1
|
21
|
Программа
МРР
|
1
|
22
|
Совмещение
текста выступления с показом презентации
|
1
|
23
|
Совмещение
текста выступления с показом презентации
|
1
|
24
|
Подготовка
ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта
|
1
|
25
|
Тест
«Советы проектанту»
|
1
|
26
|
Изготовление
визитки. Правильное составление титульного листа визитки
|
1
|
27
|
Самоанализ.
Работа над понятием «самоанализ»
|
1
|
28
|
Играем
в ученых. Это интересно
|
1
|
29
|
Различные
конкурсы проектно-исследовательской деятельности
|
1
|
30
|
Памятка
жюри конкурсов
|
1
|
31
|
Пробное
выступление перед незнакомой аудиторией
|
1
|
32
|
Самоанализ
– рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией
|
1
|
33
|
Играем
в ученых. Это интересно
|
1
|
34
|
Благодарственные
рисунки-отклики помощникам твоего проекта
|
1
|
Тематическое
планирование для 3 класса
№ занятия
|
Тема
|
Кол. часов
|
1
|
Круг
твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом
|
1
|
2
|
Выбор
темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы
|
1
|
3
|
Выбор
темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи.
|
1
|
4
|
Цель
проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации
|
1
|
5,
6
|
Требования
к паспорту проекта. Составление паспорта проекта
|
2
|
7,
8
|
Требования
к составлению анкет для проекта. Анкетирование
|
2
|
9
|
Памятки.
Составление памяток по теме проекта
|
1
|
10
|
Постер.
Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере
|
1
|
11,
12
|
Практическая
работа. Создание мини-постера
|
2
|
13,
14, 15
|
Изучение
и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур,
диаграмм
|
3
|
16,
17
|
Программа
МРР. Анимации. Настройка анимации
|
2
|
18,
19
|
Программа
МРР. Дизайн
|
2
|
20,
21
|
Фотографии
на слайдах. Работа с фотографиями
|
2
|
22,
23
|
Требования
к компьютерной презентации.
|
2
|
24,
25
|
Закрепление
полученных умений, навыков в работе с программой МРР
|
2
|
26,
27, 28
|
Практическое
занятие. Составление первой презентации по заданному тексту
|
3
|
29,
30
|
Подготовка
проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации.
Интервью. Визитка
|
2
|
31
|
Тесты.
Тестирование. Самоанализ. Рефлексия
|
1
|
32
|
Твои
впечатления работы над проектом
|
1
|
33
|
Пожелания
будущим проектантам
|
1
|
34
|
Страница
благодарности тем, кто поддерживал тебя в этом году.
|
1
|
Тематическое
планирование для 4 класса
№ занятия
|
Тема
|
Кол.
часов
|
1,
2
|
Наблюдение
и экспериментирование
|
2
|
3,
4
|
Методы
исследования
|
2
|
5,
6
|
Наблюдение
и наблюдательность
|
2
|
7
|
Совершенствование
техники экспериментирования
|
1
|
8
|
Интуиция
и создание гипотез
|
1
|
9,
10
|
Правильное
мышление и логика
|
2
|
11,
12
|
Искусство
делать сообщения
|
2
|
13
|
Искусство
задавать вопросы и отвечать на них
|
1
|
14
|
Семинар
«Как готовиться к защите»
|
1
|
15
|
Определение
проблемы и выбор темы собственного исследования
|
1
|
16,
17, 18
|
Индивидуальная
работа по планированию и проведению самостоятельных исследований
|
3
|
19,
20
|
Коллективная
игра-расследование
|
2
|
21
-27
|
Индивидуальная
консультационная работа по проведению самостоятельных исследований
|
7
|
28
|
Семинар
|
1
|
29,
30
|
Участие
в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся
|
2
|
31,
32
|
Подготовка
собственных работ к защите
|
2
|
33,
34
|
Собственная
защита исследовательских работ и творческих проектов
|
2
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий