МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ в 1 классе
Пояснительная записка
Внеурочная
деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной
из форм организации свободного времени учащихся.
Внеурочная
деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во
внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном
досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Настоящая
программа создает условия для социального, культурного и профессионального
самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в
системе мировой и отечественной культур.
Программа способствует более
разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не
всегда удаётся раскрыть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам
деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом
деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Каждый вид
внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой,
игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом
аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Внеурочная
деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной
из форм организации свободного времени учащихся.
Внеурочная
деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во
внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном
досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту
сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать
познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит
воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их
деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в
свободное от обучения время.
Часы, отводимые на внеурочную
деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию
различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия
проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций,
диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных
научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и
т.д.
Посещая кружки
и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря
индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях
руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как
организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в
духовном развитии подростков.
Образовательные
результаты внеучебной деятельности школьников
будут трех уровней:
Первый уровень результатов – приобретение
школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о
социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.),
понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – формирование
позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья,
Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к
социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение
школьником опыта самостоятельного социального действия.
1-й
уровень – школьник знает и понимает
общественную жизнь;
2-й
уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й
уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Внеурочная
деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
-приобретение
учащимися социального опыта;
-формирование
положительного отношения к базовым общественным ценностям;
-приобретение
школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
формирования
коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
-формирования
у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической,
культурной, гендерной и др.
Цель- создание условий для саморазвития и
самореализации личности обучающихся, сохранения и улучшения здоровья.
Задачи учебно - воспитательной деятельности:
-
создание условий для развития творческих возможностей личности;
-
формирование нравственной и духовной культуры учащихся;
-
воспитание культуры межнационального общения;
-
воспитание гуманного отношения к окружающему миру, к своему ближнему;
-
воспитание достойного гражданина страны.
Задачи на 2015-2016 учебный год:
-
формирование классного коллектива как воспитательной системы, развитие
ученического самоуправления;
-
сохранение душевного здоровья и эмоционального благополучия каждого ребенка;
-
оказание помощи ребенку в его интеллектуальном развитии, способствование
повышения его интереса к учебной деятельности;
-
оказание помощи каждому ребенку в реализации своего творческого потенциала,
раскрытии своей индивидуальности;
-
организация работы родительского комитета, направленной на сплочение коллектива
обучающихся.
В человеке, которого мы воспитываем, должны
сочетаться нравственная чистота, духовное
богатство, физическое совершенство.
В.А.Сухомлинский.
Направления
реализации программы
Ø Создание
оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися
свободного времени.
Ø Проведение
необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учёбы время
организационно-управленческих мероприятий.
Ø Совершенствование
содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
Ø Информационная
поддержка занятости учащихся в свободное время.
Ø Научно-методическое
обеспечение занятости учащихся во внеурочное время.
Ø Совершенствование
уровня кадрового обеспечения.
Ø Совершенствование
материально-технической базы организации досуга учащихся.
Программа организации внеурочной
деятельности, в соответствии с приоритетными направлениями программы развития
школы, состоит из подпрограмм, в рамках которых реализуются 6 направлений
деятельности:
1.
Спортивно-оздоровительное
2.
Художественно-эстетическое
3.
Научно-познавательное
4.
Гражданско-патриотическое
5.
Общественно-полезное
6.
Проектная деятельность
Кружковая деятельность
Направление
деятельности
|
Кол-во часов в неделю
|
Вид деятельности
|
Ф.И.О.учителя
|
Спортивно-оздоровительное
|
3
|
Секция
«Легкая атлетика. Лыжные гонки»
|
Чернавских Е.Ю.
|
Художественно-эстетическое
|
1
|
Кружок «Бумажные фантазии»
|
Медведева Н.Г.
|
Научно-познавательное
|
1
1
|
Кружки
«Волшебный мир книг»
«Занимательная
математика»
|
Медведева Н.Г.
|
Гражданско–патриотическое
|
1
|
Кружок «Я гражданин России»
|
Медведева Н.Г.
|
Общественно-полезная деятельность
|
|||
Проектная деятельность
|
1
|
Кружок «Я исследователь»
|
Медведева Н.Г.
|
Итого
|
8 часов
|
Формы
внеурочной воспитательной работы по направлениям:
1.
Спортивно-оздоровительное:
•
работа спортивного кружка;
•
организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, внутришкольных
спортивных соревнований;
•
проведение бесед по охране здоровья;
•
применение на уроках игровых моментов, физ. минуток;
•
участие в спортивных соревнованиях на разных уровнях.
2.
Художественно-эстетическое:
•
работа кружка;
•
организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ
учащихся;
•
проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика,
культуре поведения и речи;
•
участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне
школы, района.
3.
Научно-познавательное:
•
работа научного кружка;
•
интеллектуальная неделя;
•
библиотечные уроки;
•
конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры.
4.
Гражданско-патриотическое:
Работа кружка
•
встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;
•
выставки рисунков;
•
тематические классные часы;
•
оказание помощи ветеранам ВОВ и труда;
•
конкурсы рисунков;
•
работа патриотического кружка.
5. Общественно-полезная
деятельность:
•
проведение субботников;
•
работа на пришкольном участке;
•
разведение комнатных растений;
•
Акция «Помоги природе»;
•
Акция «Доброе дело».
6. Проектная
деятельность:
•
участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, района;
•
разработка проектов.
Спортивно-оздоровительное
направление
Задачи воспитания:
-
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей;
-
Воспитание потребности в здоровье, как жизненно важной ценности, сознательного
стремления к ведению здорового образа жизни; воспитание позитивного отношения
учащихся к урокам физической культуры и занятиям спортом;
-
Формирование чувства ответственности к своему здоровью и здоровью окружающих
людей.
№
|
Проводимые мероприятия
|
Сроки проведения
|
Ответственные
|
1
|
День здоровья
|
октябрь
|
Кл.руководители
|
2
|
Веселые старты
|
по школьн. графику
|
Чернавских Е.Ю.
|
3
|
Подвижные игры на свежем воздухе
|
май
|
Медведева Н.Г.
Чернавских Е.Ю.
|
4
|
Работа спортивного кружка
|
в теч.года
|
Чернавских Е.Ю.
|
5
|
Выпуск газет по ЗОЖ
|
по графику
|
Медведева Н.Г.
|
6
|
Сотрудничество с ФАП. Медосмотр детей.
|
по графику
|
мед.работник
|
7
|
Пересаживание детей с целью охраны
зрения
|
каждый месяц
|
Медведева Н.Г.
|
8
|
Санитарный осмотр детей
|
каждый день
|
Медведева Н.Г.
|
9
|
Организация минуты отдыха на учебных
занятиях
|
на каждом уроке
|
Медведева Н.Г.
|
10
|
Спортивный праздник, посвященный дню
защитника Отечества «Мама, папа, я - спортивная семья»
|
февраль
|
Медведева Н.Г.
|
11
|
Кл. часы «О здоровье», «Режим дня –
основа жизни человека», «Путешествие в страну «Здоровье»
|
по графику
|
Медведева Н.Г.
|
12
|
Беседа на тему: "Личная гигиена —
основа профилактики инфекционных заболеваний"
|
октябрь
|
Медведева Н.Г.
|
13
|
«Уроки здоровья» - организация
просветительской работы с учащимися
|
1 раз в месяц
|
Медведева Н.Г.
|
14
|
7 апреля – Всемирный день здоровья.
Малые Олимпийские игры (1-4)
|
апрель
|
Чернавских Е.Ю.
|
15
|
Кл.час «Безопасный маршрут:
дом-школа-дом»
|
В течение года
|
Медведева Н.Г.
|
16
|
Проведение утренней зарядки.
|
В течение года
|
Чернавских Е.Ю.
|
17
|
Озеленение кабинета. Акция «Зелёные
друзья человека»
|
В течение года
|
Медведева Н.Г.
|
Ожидаемые результаты:
У
детей формируются умения и навыки санитарно- гигиенической культуры, приучаются
к здоровому образу жизни.
Художественно –
эстетическое направление
Задачи воспитания:
-
воспитание основ эстетической культуры, способность различить и видеть
прекрасное;
-
развитие художественных способностей;
-
воспитание чувства любви к прекрасному.
№
|
Проводимые мероприятия
|
Сроки
проведения
|
Ответственные
|
1
|
Оформление уголка класса
|
сентябрь
|
Медведева Н.Г.
|
2
|
Посещение кружков
|
в течение
года
|
Медведева Н.Г.
|
3
|
Участие в конкурсах рисунков
|
в течение
года
|
Медведева Н.Г.
|
4
|
Праздник «День учителя»
|
октябрь
|
Семянникова А.С.
|
5
|
Праздник «Золотая осень».
|
октябрь
|
Медведева Н.Г.
|
6
|
Подготовка и проведение праздника,
посвященного Дню матери
|
ноябрь
|
Медведева Н.Г.
|
7
|
Подготовка к Новому году (разучивание
песен, стихов, танцев, украшение елочными игрушками классной комнаты,
новогодней ёлки)
|
декабрь
|
Медведева Н.Г.
|
8
|
Новогоднее представление «Приключения
у новогодней елки»
|
декабрь
|
Семянникова А.С.
Медведева Н.Г.
|
9
|
Поздравляем наших защитников-пап.
|
февраль
|
Медведева Н.Г.
|
10
|
Мамин праздник
|
Медведева Н.Г.
|
|
11
|
Прогулки в каждое сезонное время года
|
В течение года 4 раза
|
Медведева Н.Г.
|
12
|
Выставка творческих работ «Семейное
увлечение»
|
март
|
Медведева Н.Г.
|
13
|
Классный час на тему: «Поговорим об этикете…»
|
апрель
|
Медведева Н.Г.
|
14
|
|
Ожидаемые результаты:
1.
Дети знакомятся основными направлениями эстетической культуры.
2.
Получат развитие художественных способностей.
3.
Воспитывается любовь к прекрасному.
Научно
– познавательное направление
Цель- осознание
учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного
самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром.
Задачи воспитания:
-
Создание условий для становления, развития и совершенствования интеллектуальных
возможностей учащихся средствами воспитательной работы;
-
создание учащимся возможности проявлять свои интеллектуальные достижения в
школе и за ее пределами.
-
изучение и влияние на кругозор учащихся, на их познавательный интерес,
увлечения.
№
|
Проводимые
мероприятия
|
Сроки
проведения
|
Ответственные
|
1
|
Праздник «День знаний»
|
сентябрь
|
Петросян С.П.
Медведева Н.Г.
|
2
|
Выбор и посещение кружков
|
по графику
|
Медведева Н.Г.
|
3
|
Организация взаимопомощи в учебе
|
в течение года
|
Медведева Н.Г.
|
4
|
Участие в предметных неделях
|
в течение года
|
Медведева Н.Г.
|
5
|
Участие в школьных мероприятиях,
направленных на интеллектуально-познавательную деятельность
|
по школьному графику
|
Медведева Н.Г.
|
6
|
Ведение портфолио
|
в течение года
|
Медведева Н.Г.
|
7
|
Интеллектуальный марафон
|
Декабрь, май
|
Медведева Н.Г.
|
8
|
Представление достижений, результатов,
способностей учащихся родителям, педагогам, сверстникам.
|
Апрель-май
|
Медведева Н.Г.
|
9
|
Анкетирование
|
декабрь
|
Медведева Н.Г.
|
10
|
Кл/час «День Агнии Барто»
|
февраль
|
Медведева Н.Г.
|
Ожидаемые результаты:
1.
Дети научатся проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за её
пределами;
2.
Появится интерес к расширению общего кругозора, к развитию интеллекта.
Гражданско –
патриотическое направление
Задачи воспитания:
-
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого
потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной
деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного
образования, самовоспитания и универсальной духовно‑нравственной компетенции —
«становиться лучше»;
-
формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности
младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства,
осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных
норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
-
формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого
поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле,
должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной
самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
-формирование
у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого
отношения к старшим и младшим;
-
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других
людей и сопереживания им;
-
воспитание волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих
сильных и слабых сторон.
№
|
Проводимые
мероприятия
|
Сроки
проведения
|
Ответственные
|
1
|
«Нравственные ценности семьи» День
семьи – классные часы «7я»
|
сентябрь
|
Медведева Н.Г.
|
2
|
День неизвестного солдата
|
3 декабря
|
Медведева Н.Г.
|
3
|
Беседа. Как вести себя в столовой,
коридоре, спортзале
|
в теч.года
|
Медведева Н.Г.
|
4
|
Беседа «Как вести себя во время
каникул».
|
перед каникулами
|
Медведева Н.Г.
|
5
|
Беседы о боевых подвигах советского
народа в годы войны
|
апрель-май
|
Медведева Н.Г.
|
6
|
Кл.часы «Что такое добро и зло?» ,
«Дружба», "
«День Матери России»
|
в теч.года
|
Медведева Н.Г.
|
7
|
Праздник БУКВАРЯ
|
март
|
Медведева Н.Г.
|
8
|
День Победы
|
май
|
ДК
|
9
|
Моя родословная
|
январь
|
Медведева Н.Г.
|
10
|
Традиции русского народа. Масленица
|
март
|
Семянникова А.С.
|
11
|
Классный час «Законы, нормы, правила школьной жизни. Права и
обязанности уч-ся», «День
Конституции РФ», «Моя семья», «Почетное звание Защитника Отечества»
|
в теч.года
|
Медведева Н.Г.
|
12
|
Презентация «День народного единства»
|
ноябрь
|
Медведева Н.Г.
|
13
|
Конкурс рисунков «История моей страны»
|
ноябрь
|
Медведева Н.Г.
|
14
|
Социально-правовая
викторина «Наши права»
|
декабрь
|
Медведева Н.Г.
|
Ожидаемые результаты:
Учащиеся
научаться воспитывать в себе такие качества: как доброта, вежливость,
честность, правдивость, дружелюбие, взаимовыручка.
Общественно
– полезная деятельность
Задачи воспитания:
-
способствование тому, чтобы каждый ученик понял, что даже будни может труд
сделать праздничными днями;
-
приобщение учащихся к общественной работе, воспитание сознательного отношения к
своим обязанностям, формирование трудового образа жизни.
№
|
Проводимые
мероприятия.
|
Сроки
проведения.
|
Ответственные
|
1.
|
Распределение поручений.
|
1 в четверть
|
Медведева Н.Г.
|
2.
|
«Развитие комнатных
растений»-пересаживание, уход за цветами.
|
Февраль- май.
|
Медведева Н.Г.
|
3.
|
Акция «Очистим планету от мусора»-субботник
по благоустройству территории школы
|
сентябрь, апрель
|
Медведева Н.Г.
|
4.
|
Беседа с детьми, нуждающимся в особом
внимании, о сознательном отношении к своим обязанностям.
|
по мере необход. в теч. года.
|
Медведева Н.Г.
|
5.
|
«Подкорми зимующих птиц»- развешивание
кормушек для птиц
|
декабрь
|
Медведева Н.Г.
|
6.
|
Организация дежурства по классу
|
В теч.года
|
Медведева Н.Г.
|
7
|
Операция «Уют» по озеленению классных
комнат. Генеральная уборка в классе
|
В теч.года
|
Медведева Н.Г.
|
Проектная деятельность
Цель- трансформация
процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка
путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс
саморазвития.
Задачи:
-
развитие познавательных потребностей младших школьников;
-
развитие познавательных способностей младших школьников;
-
обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для
проведения самостоятельных исследований;
-
формирование и развитие у детей умения и навыки исследовательского поиска;
-
формирование представления об исследовательском обучении как ведущем способе
учебной деятельности.
№
|
Проводимые
мероприятия
|
Соки
проведения
|
Ответственные
|
1
|
Участие в научно-исследовательских
конференциях на уровне школы, района;
|
В течение года
|
Медведева Н.Г.
|
2
|
Разработка проектов
|
В течение года
|
Медведева Н.Г.
|
Свободное общение.
Работа с родителями.
Цели:
Работа
с родителями
1.Ознакомление
с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом,
особенностями поведения ребенка в семье.
2.
Изучение семей учащихся;
3.
Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему
родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и
собеседований;
4.Совместное
проведение досуга.
Свободное
общение
1.
Изучение положения каждого ребенка в коллективе и его проблем в общении со
сверстниками;
2.
Создание в классе положительной эмоциональной атмосферы общения.
№
|
Проводимые
мероприятия
|
Соки
проведения
|
Ответственные
|
1
|
Выбор родительского комитета
|
сентябрь
|
Медведева Н.Г.
|
2
|
Посещение семей уч-ся, испытывающих
трудности.
|
По плану
|
Медведева Н.Г.
|
3
|
Участие инициативной группы родителей
в походах с учащимися класса
|
В теч.года
|
Медведева Н.Г.
|
4
|
Посещение на дому, индивидуальные
консультации.
|
По мере необходимости в теч.года
|
Медведева Н.Г.
|
5
|
Беседы с детьми и их родителями
|
В теч.года
|
Медведева Н.Г.
|
6
|
Посещение уроков и внеклассных
мероприятий родителями
|
По графику
род.ком.
|
Медведева Н.Г.
|
7
|
Участие родителей класса в ремонте
классного кабинета, подготовка к новому учебному году, организации
внеклассных мероприятий
|
Июнь, в теч. года
|
Медведева Н.Г.
|
8
|
Анкетирование по темам родительских
собраний
|
перед род. собраниями
|
Медведева Н.Г.
|
9
|
Родительские собрания
|
В течение года
|
Медведева Н.Г.
|
10
|
Помощь родителей в подготовке
праздников.
|
Медведева Н.Г.
|
Ожидаемые результаты:
-У
родителей повысится заинтересованность школьной жизнью детей.
-Дети
научаться жить дружно, сплочённо.
Темы родительских собраний
Месяцы
|
Тематика родительских собраний
|
Июль
|
«Скоро в школу. Федеральный государственный стандарт»
|
Октябрь
|
Трудности адаптации первоклассников в
школе. Портфолио ученика начальной школы»
|
Декабрь
|
Родительское собрание «Стиль поведения
и методы воспитания ребенка. Общение с ребенком. Подготовка к Новому году»
|
Март
|
«Здоровье и гигиена»
|
Май
|
«Организация летнего отдыха учащихся»
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий