Программа по внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления
«Азбука пешехода» разработана на основе авторской программы Р. П.
Бабиной «Безопасность дорожного движения» //Программ курса внеурочной деятельности: 1-4 классы/ авт.-сост. Р.П
Бабина. – М.: Мнемозина, 2013, в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
Цель
программы – создание условий для
формирования обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие
новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения,
культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно
вести себя в условиях дорожного движения, что приведёт к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками
которых становятся младшие школьники.
·
обучение
школьников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу,
позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и
безопасность конкретных действий на улицах и дорогах;
·
развитие у детей
познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации
на улице;
·
формирование у
детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на
улице;
·
воспитание любви
к ближнему: ценности чужой жизни.
Общая характеристика курса
Программа «Азбука
пешехода» предназначена для учащихся
начальных классов. Основная идея курса – формирование представлений о
правилах дорожного движения (ПДД) и навыков безопасного поведения на улицах и
дорогах.
Актуальность
программы. На дорогах нашей страны
ежегодно погибают и получают травмы множество детей младшего школьного
возраста. Одна из причин такого явления – несформированность элементарной
культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к
самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится
очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач
воспитания. Всё это определяет необходимость введения данного курса в начальной
школе.
Формы, методы, технологии организации образовательного
процесса.
Формы организации образовательного процесса:
ü
индивидуальная;
ü
групповая;
ü
фронтальная;
ü
работа в парах;
ü работа
в группах.
Для достижения планируемых
результатов обучения используются следующие методики и технологии.
Технологии
обучения:
ü
личностно-ориентированные;
ü
игровые;
ü
проблемного обучения;
ü
проектного обучения;
ü
ИКТ;
ü
системно-деятельностный метод.
Методы контроля: творческие
проекты, устный опрос, выставки и конкурсы,
Место предмета в учебном плане: в соответствии с учебным
планом школы на изучение данного курса отводится 33 ч (1 ч в
неделю, 33 учебные недели). Порядок
прохождения тем соответствует авторской программе.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Участники дорожного движения 5 часов
Виды пешеходных переходов 4 часа
Ты – пешеход 4
часа
Светофор и его сигналы 2 часа
Дорожные знаки 5
часов
Виды транспорта 6
часов
Мы пассажиры 4
часа
Безопасные места для детских
игр 3 часа
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Программа
обеспечивает достижение первоклассниками следующих результатов:
личностные
·
принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
·
самостоятельность
и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ
жизни;
·
уважительное
отношение к другим участникам дорожного движения;
·
осознание ответственности человека за общее
благополучие;
·
этические чувства, прежде всего доброжелательность и
эмоционально-нравственная отзывчивость;
·
положительная
мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Азбука пешехода»;
·
способность к самооценке;
·
начальные навыки
сотрудничества в разных ситуациях.
метапредметные
·
навыки контроля и самооценки процесса и результата
деятельности;
·
умение ставить и формулировать проблемы;
·
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в
устной форме, в том числе творческого характера;
·
установление
причинно-следственных связей;
регулятивные
·
использование речи для регуляции своего действия;
·
адекватное восприятие
предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению
допущенных ошибок;
·
умение выделять и формулировать то, что уже
усвоено и что еще нужно усвоить;
·
умение соотносить правильность выбора,
планирования, выполнения и результата действия с требованиями
конкретной задачи;
коммуникативные
в процессе
обучения дети учатся:
·
работать в группе, учитывать мнения
партнеров, отличные от собственных;
·
ставить вопросы;
·
обращаться за помощью;
·
формулировать свои затруднения;
·
предлагать помощь и сотрудничество;
·
слушать
собеседника;
·
договариваться и
приходить к общему решению;
·
формулировать
собственное мнение и позицию;
·
осуществлять
взаимный контроль;
·
адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
ФОРМЫ И
СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Для текущего контроля и оценки знаний и умений по
курсу используются выставки рисунков, практические работы, проекты, экскурсии
по городу, ролевые игры, встречи с работниками ГИБДД и др. виды творческих
работ.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество
часов в неделю – 1
Количество
часов в год – 33
№
п/п
|
Наименование
разделов и тем.
|
Характеристика основных видов
деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме.
|
Плано-вые сроки прохож-дения.
|
Скоррек-тирован-ные сроки прохож-дения.
|
|||
Участники дорожного движения 5 часов
|
|||||||
1.
|
Родина. Место где мы родились и живем. Наш город.
Экскурсия «Мир, в котором я живу»
|
Пересказывать и понимать тексты и
графические изображения о правилах дорожного движения
Знать адрес местожительства, название
ближайших улиц и их особенности.
Изображать путь от дома до школы с помощью
условных обозначений.
Правила движения пешеходов по тротуару
|
05.09
|
||||
2.
|
Что такое «Азбука пешехода».
|
12.09
|
|||||
3.
|
Зачем нужно знать ПДД. Участники дорожного
движения (пешеход, пассажир, водитель).
|
19.09
|
|||||
4.
|
Движение пешеходов и машин (проезжая часть,
тротуар). Правила дви-жения пешеходов по тротуару.
|
26.09
|
|||||
5.
|
Практическое занятие. Самый безопасный путь в
школу и обратно домой. Проектная работа по теме: «Безопасный путь домой».
|
03.10
|
|||||
ИТОГО
|
5 ч.
|
||||||
Виды пешеходных переходов 4 часа
|
|||||||
6.
|
Пешеходные переходы (наземный, подземный,
надземный)
|
Пешеходный переход и его обозначения.
Пешеходные переходы в микрорайоне школы.
Правила перехода дороги с двусторонним
и односторонним движением.
Опасные ситуации при переходе дороги.
Подземный и наземный пешеходные
переходы, их обозначения. Правила перехода при их наличии.
|
10.10
|
||||
7.
|
Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный
переход», «Надземный переход». Какой переход самый безопасный?
|
17.10
|
|||||
8.
|
Где и как правильно переходить дорогу? Понятие
«зебра»
|
24.10
|
|||||
9.
|
Практическое занятие. Игра «Найди
пешехода-нарушителя»
|
31.10
|
|||||
ИТОГО
|
4 ч.
|
||||||
Ты – пешеход 4 часа
|
||||
10.
|
Дорога. Тротуар как часть дороги. Правила движения по тротуару.
|
Правила перехода дороги, если в зоне
видимости отсутствуют пешеходный переход или перекресток. Типы перекрестков.
Обозначение пешеходных
переходов на нерегулируемом перекрестке. Правила перехода нерегулируемого перекрестка.
Где и как перейти проезжую часть, если пешеходный переход не обозначен.
|
14.11
|
|
11.
|
Перекресток. Правила перехода перекрестка.
|
21.11
|
||
12.
|
Нас увидят в темноте.
|
28.11
|
||
13.
|
Скрытые опасности на дороге. «Дорожные ловушки». Ролевая игра
«Переходим дорогу»
|
05.12
|
||
ИТОГО
|
4 ч.
|
|||
Светофор и его сигналы 2 часа
|
||||
14.
|
Три чудесных цвета. История светофора. Ви-ды
светофоров (транс-портный, пешеходный). Необычные светофоры.
|
Светофоры и их сигналы. Назначение светофоров.
Виды светофоров (транспортный и пешеходный). Пешеходный светофор, его
сигналы.
Разбор дорожных ситуаций с применением
светофоров, дорожных знаков, дорожной разметки.
|
12.12
|
|
15.
|
Особенности сигналов светофора и действия
пешеходов.
|
19.12
|
||
ИТОГО
|
2 ч.
|
|||
Дорожные знаки 5 часов
|
||||
16.
|
Наши друзья – дорожные знаки.
|
Назначение дорожных знаков, их классификация.
Предупреждающие: «Пешеходный переход» (1.22),
«Дети» (1.23).
Запрещающие: «Движение на велосипедах запрещено»,
«Движе-ние пешеходов запрещено».
Разбор дорожных ситуаций с применением дорожных
знаков и дорожной разметки.
|
26.12
|
|
17.
|
Запрещающие знаки: «Движение пешеходов
запрещено».
|
16.01
|
||
18.
|
Предупреждающие зна-ки: «Пешеходный пере-ход»,
«Дети»
|
23.01
|
||
19.
|
Дорожная размета.
Викторина «Сами не видят, а дорогу указывают».
|
30.01
|
||
20.
|
Практическое занятие. Изготовление макетов
дорожных знаков.
|
06.02
|
||
ИТОГО
|
5 ч.
|
|||
Виды транспорта 6 часов
|
||||
21.
|
Что такое транспорт?
История появления автомобиля. Виды наземного транспорта (пассажирский,
грузовой).
|
Понятие «транспортные средства». Виды транспорта.
Различать
виды транспорта и транспортных средств
Специальные машины. Их назначение.
Машины-помощники. Действия пешеходов
при приближении транспортных средств с включенными спецсигналами.
|
13.02
|
|
22.
|
Виды
воздушного транспорта. Водный транспорт.
|
27.02
|
23.
|
Виды транспортных средств общего и инди-видуального
(личного) пользования.
|
06.03
|
||
24.
|
Виды специальных автотранспортных средств
(пожарная маши-на, скорая помощь, ми-лицейская машина, ма-шина газовой
службы). Номера телефонов экстренных служб.
|
13.03
|
||
25.
|
Машины-помощники (строительные, сельско-хозяйственные,
для уборки города и др.).
|
20.03
|
||
26.
|
Экскурсия. Знакомство с транспортом города.
|
03.04
|
||
ИТОГО
|
6 ч.
|
|||
Мы пассажиры 4 часа
|
||||
27.
|
Пассажир - его обязан-ности и безопасность.
Правила ожидания тран-спортного средства.
|
Транспортные средства общего
пользования. Знакомство с понятием «остановка». Правила ожидания
транспортного средства. Обозначе-ние остановок транспортных средств
(указатель, дорожные знаки). Знакомство с дорожными знаками: «Место остановки
автобуса и (или) троллейбуса» (5.16). Правила посадки и высадки пассажиров
автобуса. Правила безопасного перехода дороги после выхода из транспортных
средств общего пользования. Поведение пассажиров в салоне автобуса.
|
10.04
|
|
28.
|
Правила посадки и высадки из обществен-ного
транспорта. Пове-дение пассажиров в салоне автобуса, трол-лейбуса.
|
17.04
|
||
29.
|
Правила поездки в об-щественном транспорте.
|
24.04
|
||
30.
|
Переход дороги после выхода из обществен-ного
транспорта. Опас-ные ситуации. Практи-ческое занятие. Пассажи-ром быть не
просто.
|
04.05
|
||
ИТОГО
|
4 ч.
|
|||
Безопасные места для детских игр 3 часа
|
||||
31.
|
Почему
дети попадают в дорожные аварии. Где можно, а где нельзя играть.
|
Опасность игр вблизи проезжей части. Где можно и
где нельзя играть во дворе.
Примеры дорожно-транспортных происшествий с
детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения.
|
08.05
|
|
32.
|
Подготовка к проекту ««Правила движения –
достойны уважения!»
|
15.05
|
||
33.
|
Презентация проектов «Правила движения – достойны
уважения!»
|
22.05
|
||
ИТОГО
|
3 ч.
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
1.
Р. П. Бабина. Программа и тематическое планирование курса «Безопасность
дорожного движения». 1 – 4 классы. – М.: Мнемозина, 2010
2.
Р. П. Бабина. Методические рекомендации к учебному пособию «Азбука
пешехода» 1 класс. – М.: Мнемозина, 2012
3.
Р. П. Бабина. Азбука пешехода. 1 класс: учебное пособие. – М.: Мнемозина,
2013
4.
Р. П. Бабина. Рабочая тетрадь для 1 класса «Азбука пешехода». – М.:
Мнемозина, 2013
Комментариев нет:
Отправить комментарий