Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Программа "Азбука пешехода"

Программа по внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления «Азбука пешехода» разработана на основе авторской программы Р. П. Бабиной «Безопасность дорожного движения» //Программ курса внеурочной деятельности: 1-4 классы/ авт.-сост. Р.П Бабина. – М.: Мнемозина, 2013, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
Цель программы – создание условий для формирования обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведёт к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.

Задачи программы:
·                        обучение школьников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах;
·                        развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;
·                        формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице;
·                        воспитание любви к ближнему: ценности чужой жизни.

Общая характеристика курса
Программа «Азбука пешехода» предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея курса – формирование представлений о правилах дорожного движения (ПДД) и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Актуальность программы. На дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей младшего школьного возраста. Одна из причин такого явления – несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Всё это определяет необходимость введения данного курса в начальной школе.
Формы, методы, технологии организации образовательного процесса.
Формы организации образовательного процесса:
ü   индивидуальная;
ü   групповая;
ü   фронтальная;
ü   работа в парах;
ü   работа в группах.
Для достижения планируемых результатов обучения используются следующие методики и технологии.
Технологии обучения:
ü   личностно-ориентированные;
ü   игровые;
ü   проблемного обучения;
ü   проектного обучения;
ü   ИКТ;
ü   системно-деятельностный метод.

Методы контроля: творческие проекты, устный опрос, выставки и конкурсы,
Место предмета в учебном плане: в соответствии с учебным планом школы на изучение данного курса отводится 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели). Порядок прохождения тем соответствует авторской программе.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Участники дорожного движения                      5 часов
Виды пешеходных переходов                          4 часа
Ты – пешеход                                                    4 часа
Светофор и его сигналы                                   2 часа
Дорожные знаки                                                         5 часов
Виды транспорта                                              6 часов
Мы пассажиры                                                  4 часа
Безопасные места для детских игр                            3 часа

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих результатов:
личностные
·        принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
·        самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
·        уважительное отношение к другим участникам дорожного движения; 
·        осознание ответственности человека за общее благополучие;
·        этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
·        положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе  «Азбука пешехода»;
·        способность к самооценке;
·        начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
метапредметные
·        навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
·        умение ставить и формулировать проблемы;
·        навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
·        установление причинно-следственных связей;
регулятивные
·        использование речи для регуляции своего действия;
·        адекватное восприятие  предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
·        умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
·        умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
коммуникативные
в процессе обучения  дети учатся:
·        работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
·        ставить вопросы;
·        обращаться за помощью;
·        формулировать свои затруднения;
·        предлагать помощь и сотрудничество;
·        слушать собеседника;
·        договариваться и приходить к общему решению;
·        формулировать собственное мнение и позицию;
·        осуществлять взаимный контроль;
·        адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Для текущего контроля и оценки знаний и умений по курсу используются выставки рисунков, практические работы, проекты, экскурсии по городу, ролевые игры, встречи с работниками ГИБДД и др. виды творческих работ.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Количество часов в неделю – 1
Количество часов в год – 33

п/п
Наименование
разделов и тем.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме.
Плано-вые сроки прохож-дения.
Скоррек-тирован-ные сроки прохож-дения.
Участники дорожного движения 5 часов
1.       
Родина. Место где мы родились и живем. Наш город. Экскурсия «Мир, в котором я живу»
Пересказывать и понимать тексты и графические изображения о правилах дорожного движения
Знать адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности.
Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.
Правила движения пешеходов по тротуару
05.09

2.       
Что такое «Азбука пешехода».
12.09

3.       
Зачем нужно знать ПДД. Участники дорожного движения (пешеход, пассажир, водитель).
19.09

4.       
Движение пешеходов и машин (проезжая часть, тротуар). Правила дви-жения пешеходов по тротуару.
26.09

5.       
Практическое занятие. Самый безопасный путь в школу и обратно домой. Проектная работа по теме: «Безопасный путь домой».
03.10


ИТОГО

5 ч.

Виды пешеходных переходов 4 часа
6.       
Пешеходные переходы (наземный, подземный, надземный)
Пешеходный переход и его обозначения. Пешеходные переходы в микрорайоне школы.
Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением.
Опасные ситуации при переходе дороги.
Подземный и наземный пешеходные переходы, их обозначения. Правила перехода при их наличии.
10.10

7.       
Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход». Какой переход самый безопасный?
17.10

8.       
Где и как правильно переходить дорогу? Понятие «зебра»
24.10

9.       
Практическое занятие. Игра «Найди пешехода-нарушителя»
31.10


ИТОГО

4 ч.




Ты – пешеход 4 часа
10.   
Дорога. Тротуар как часть дороги. Правила движения по тротуару.
Правила перехода дороги, если в зоне видимости отсутствуют пешеходный переход или перекресток. Типы перекрестков.
Обозначение пешеходных переходов на нерегулируемом перекрестке. Правила перехода нерегулируемого перекрестка. Где и как перейти проезжую часть, если пешеходный переход не обозначен.
14.11

11.   
Перекресток. Правила перехода перекрестка.
21.11

12.   
Нас увидят в темноте.
28.11

13.   
Скрытые опасности на дороге. «Дорожные ловушки». Ролевая игра «Переходим дорогу»
05.12


ИТОГО

4 ч.

Светофор и его сигналы 2 часа
14.   
Три чудесных цвета. История светофора. Ви-ды светофоров (транс-портный, пешеходный). Необычные светофоры.
Светофоры и их сигналы. Назначение светофоров. Виды светофоров (транспортный и пешеходный). Пешеходный светофор, его сигналы.
Разбор дорожных ситуаций с применением светофоров, дорожных знаков, дорожной разметки.
12.12

15.   
Особенности сигналов светофора и действия пешеходов.
19.12


ИТОГО

2 ч.

Дорожные знаки 5 часов
16.   
Наши друзья – дорожные знаки.
Назначение дорожных знаков, их классификация.
Предупреждающие: «Пешеходный переход» (1.22), «Дети» (1.23).
Запрещающие: «Движение на велосипедах запрещено», «Движе-ние пешеходов запрещено».
Разбор дорожных ситуаций с применением дорожных знаков и дорожной разметки.
26.12

17.   
Запрещающие знаки: «Движение пешеходов запрещено».
16.01

18.   
Предупреждающие зна-ки: «Пешеходный пере-ход», «Дети»
23.01

19.   
Дорожная размета. Викторина «Сами не видят, а дорогу указывают».
30.01

20.   
Практическое занятие. Изготовление макетов дорожных знаков.
06.02


ИТОГО

5 ч.

Виды транспорта 6 часов
21.   
Что такое транспорт? История появления автомобиля. Виды наземного транспорта (пассажирский, грузовой).
Понятие «транспортные средства». Виды транспорта.
Различать виды транспорта и транспортных средств
Специальные машины. Их назначение. Машины-помощники.  Действия пешеходов при приближении транспортных средств с включенными спецсигналами.
13.02

22.   
Виды воздушного транспорта. Водный транспорт.
27.02




23.   
Виды транспортных средств общего и инди-видуального (личного) пользования.

06.03

24.   
Виды специальных автотранспортных средств (пожарная маши-на, скорая помощь, ми-лицейская машина, ма-шина газовой службы). Номера телефонов экстренных служб.
13.03

25.   
Машины-помощники (строительные, сельско-хозяйственные, для уборки города и др.).
20.03

26.   
Экскурсия. Знакомство с транспортом города.
03.04


ИТОГО

6 ч.

Мы пассажиры 4 часа
27.   
Пассажир - его обязан-ности и безопасность. Правила ожидания тран-спортного средства.
Транспортные средства общего пользования. Знакомство с понятием «остановка». Правила ожидания транспортного средства. Обозначе-ние остановок транспортных средств (указатель, дорожные знаки). Знакомство с дорожными знаками: «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» (5.16). Правила посадки и высадки пассажиров автобуса. Правила безопасного перехода дороги после выхода из транспортных средств общего пользования. Поведение пассажиров в салоне автобуса.
10.04

28.   
Правила посадки и высадки из обществен-ного транспорта. Пове-дение пассажиров в салоне автобуса, трол-лейбуса.
17.04

29.   
Правила поездки в об-щественном транспорте.
24.04

30.   
Переход дороги после выхода из обществен-ного транспорта. Опас-ные ситуации. Практи-ческое занятие. Пассажи-ром быть не просто.
04.05


ИТОГО

4 ч.

Безопасные места для детских игр 3 часа
31.   
Почему дети попадают в дорожные аварии. Где можно, а где нельзя играть.
Опасность игр вблизи проезжей части. Где можно и где нельзя играть во дворе.
Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения.
08.05

32.   
Подготовка к проекту ««Правила движения – достойны уважения!»
15.05

33.   
Презентация проектов «Правила движения – достойны уважения!»
22.05


ИТОГО

3 ч.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

1.     Р. П. Бабина. Программа и тематическое планирование курса «Безопасность дорожного движения». 1 – 4 классы. – М.: Мнемозина, 2010
2.     Р. П. Бабина. Методические рекомендации к учебному пособию «Азбука пешехода» 1 класс. – М.: Мнемозина, 2012
3.     Р. П. Бабина. Азбука пешехода. 1 класс: учебное пособие. – М.: Мнемозина, 2013
4.     Р. П. Бабина. Рабочая тетрадь для 1 класса «Азбука пешехода». – М.: Мнемозина, 2013

Комментариев нет:

Отправить комментарий