Пояснительная записка
Факультатив «В мире книг» способствует
расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения
и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию
ученика-читателя. Кружковое занятие поможет решать задачи эмоционального,
творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также
проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и
труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание.
Цели факультатива:
2. Создание на практике условий для
развития читательских умений и интереса к чтению книг
3. Расширение
литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов
4. Формирование личностных,
коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Преемственность факультатива с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Место факультатива в учебном плане
В 1 классе факультативное занятие проводятся два раза в
неделю. Учебный год 33 учебных недели, следовательно, запланировано провести 66
ч.
Формы организации факультатива
5. Литературные игры.
6. Конкурсы-кроссворды.
7. Библиотечные уроки.
8. Путешествия по страницам книг.
9. Проекты.
10.
Встречи
с библиотекарем.
11.
Уроки-спектакли.
Ценностные ориентиры содержания факультатива.
Содержание программы факультатива «В мире книг»
создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя,
знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы
народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной
читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память,
внимание, воображение.
Программа факультатива способствует созданию условий
для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для
самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание факультативных занятий
поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать,
получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других
изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического
характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг,
обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
программы факультатива.
В результате освоении программы факультатива«В мире
книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования.
-Осознавать значимость чтения для
личного развития;
-Формировать потребность в
систематическом чтении;
-Использовать разные виды чтения
(ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
-Уметь самостоятельно выбирать
интересующую литературу;
Пользоваться справочными источниками
для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные
умения:
-Уметь работать с книгой, пользуясь
алгоритмом учебных действий;
-Уметь самостоятельно работать с
учебным произведением;
-Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности,
литературных играх;
-Уметь определять свою роль в общей
работе и оценивать свои результаты.
Познавательные
учебные умения:
-Прогнозировать содержание книги до
чтения, используя информацию из аппарата книги;
-Отбирать книги по теме, жанру и
авторской принадлежности;
-Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым
библиотечным фондом);
-Составлять краткие аннотации к
прочитанным книгам;
-Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные
учебные умения:
-Участвовать в беседе о прочитанной
книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
-Оценивать поведение героев с точки
зрения морали, формировать свою этическую позицию;
-Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
-Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
-Соблюдать правила общения и
поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
Универсальные учебные действия:
-Находить книгу в открытом
библиотечном фонде;
-Выбирать нужную книгу по теме,
жанру и авторской принадлежности;
-Сравнивать книги одного автора
разных лет издания по оформлению;
-Формулировать и высказывать своё
впечатление о прочитанной книге и героях;
-Характеризовать книгу, определять
тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
-Сравнивать книгу-сборник с
книгой-произведением;
-Слушать и читать книгу, понимать
прочитанное;
-Пользоваться аппаратом книги;
-Овладевать правилами поведения в
общественных местах (библиотеке);
-Систематизировать по темам детские
книги в домашней библиотеке.
Содержание программы.
Здравствуй,
книга!
Учебная
книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление).
Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке
живёт?».
Книга-произведение
(большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге
(название книги0, иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по
темам и жанрам (работа в группах).
Домашняя
библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в
библиотеке.
Книги о
Родине и родной природе
Книги о
Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга -
сборник).
Структура
книги, справочный аппарат книги.
Читальный
зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение
или слушание).
Писатели
детям
Книги
детских писателей-классиков (А.Барто, К.Чуковский, С.Маршак, Я.Аким,
Л.Пантелеев).
Детские книги
с рассказами современных писателей (М.Пляцковский, С.Георгиев, М.Дружинина,
С.Степанов и др.).
Выставка
книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг.
Художники-иллюстраторы детских книг.
Инсценирование
картин - эпизодов из выбранной книги.
Народная
мудрость. Книги-сборники.
Книги-сборники
малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями
для детей (оформление, тексты).
Игры
«Посчитайся», «Отгадай загадку».
Творческая
работа «Сочини загадку».
По
страницам книг В. Сутеева
Книги
В.Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.
В.Сутеев –
автор и художник – оформитель.
Игра «По
страницам сказок В.Сутеева».
Библиографическая
справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная
поисковая работа в группах.
Сказки
народов мира
Книги-сборники
«Русские народные сказки». Книги-произведения.
Сказки
народов России и народов мира. Оформление выставки книг.
Подготовка
проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.
Домики-сказки
(коллективная проектная деятельность).
Книги
русских писателей-сказочников
Сборник
сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Слушание и
чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Инсценирование
отдельных историй.
Творческая
работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).
Детские
писатели
Книги
С.Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.
К.Чуковский
детям: книги-произведения, книги-сборники.
Книги
Е.Чарушина для детей. Герои книг Е.Чарушина.
Книги-сборники
произведений современных детских писателей.
Сказки
зарубежных писателей
Книги
сказок Ш.Перро. Книга-произведение. Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных
изданиях.
Автор,
переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.
Книга
Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги.
Слушание и чтение отдельных историй.
Книги-сборники
стихотворений для детей
Стихотворения
о детях и про детей. Книги-сборники А.Барто, В.Берестова, С.Михалкова.
Поиск
нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт
произведение в книге».
Конкурс
«Слушаем и читаем стихи детских поэтов».
Дети –
герои книг
Дети –
герои сказок. Русские народные сказки («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,
«Терёшечка» и др.).
Дети –
герои рассказов. (В. Осеева «Совесть», «Мушка», Н.Носов «Мишкина каша», Е.
Пермяк «Первая рыбка» и др)
Дети-
герои стихотворений (А.Барто «В школу», С.Михалков «Фома», Е.Благинина
«Тюлюлюй» и др.)
Книги о
животных
Книги-сборники
о животных.
Н.Некрасов
«Дед Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и
главного героя – дедушки Мазая.
Книги
В.Бианки, Г.Скребицкого.
Календарно –
тематическое планирование
№ п/п
|
Тема занятия
|
Учебно-лабораторное
оборудование
|
Дата
|
1
|
Здравствуй, книга!
|
||
2
|
Учебные книги первоклассника.
|
||
3
|
Правила работы с книгой.
|
||
4
|
Художественные книги.
|
||
5
|
Большеформатная книга в типовом оформлении
(книга-произведение).
|
||
6
|
Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в
библиотеке.
|
||
7
|
Книге о Родине и родной природе.
|
||
8
|
Книге о Родине и родной природе.
|
||
9
|
Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник.
|
||
10
|
Писатели детям
|
||
11
|
Книги-сборники писателей-классиков о детях.
|
||
12
|
Книги-сборники писателей-классиков о детях.
|
||
13
|
Подготовка к
празднику «Мы школьниками стали»
|
||
14
|
Праздник «Мы
школьниками стали»
|
||
15
|
Книги современных писателей о детях.
|
||
16
|
Книги современных писателей о детях.
|
||
17
|
Выставка книг. Слушание и рассматривание одной из книг.
Художники-иллюстраторы.
|
||
18
|
Народная мудрость. Книги-сборники.
|
||
19
|
Потешки, шутки и считалки.
|
||
20
|
Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и
считалки»
|
||
21
|
Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
|
||
22
|
Творческая работа «Сочини загадку».
|
||
23
|
По страницам книг В Сутеева.
|
Интерактивная доска
|
|
24
|
Книги В. Сутеева. Структура книги-сборника.
|
||
25
|
Книги В. Сутеева. Структура книги-сборника.
|
||
26
|
В.Сутеев – автор и оформитель книг для детей.
|
||
27
|
Литературная игра «По страницам сказок В.Сутеева»
|
||
28
|
Сказки народов мира
|
||
28
|
Сказки народов мира
|
Интерактивная
доска
|
|
30
|
Книги – сборники «Русские народные сказки».
|
||
31
|
Книги – сборники «Русские народные сказки».
|
||
32
|
Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки
книг.
|
||
33
|
Конкурс «Герои народных сказок».
|
||
34
|
Проектная деятельность. Домики-сказки.
|
||
35
|
Книги русских писателей -сказочников.
|
||
36
|
Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого
«Приключения Буратино».
|
||
37
|
Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого
«Приключения Буратино».
|
||
38
|
Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого
«Приключения Буратино».
|
||
39
|
Творческая работа «Встреча с Буратино».
|
||
40
|
Детские писатели
|
||
41
|
Книги С.Маршака. Выставка книг.
|
||
42
|
Книги С.Маршака
|
||
43
|
Книги- сборники произведений К.Чуковского
|
||
44
|
Книги- сборники произведений К.Чуковского
|
Интерактивная
доска
|
|
45
|
Книги Е.Чарушина для детей. Герои книг Е.Чарушина.
|
||
46
|
Книги Е.Чарушина для детей. Герои книг Е.Чарушина.
|
||
47
|
Сказки зарубежных писателей.
|
||
48-49
|
Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях.
|
||
50
|
Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник
историй. Герои книги.
|
||
51
|
Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник
историй. Герои книги.
|
||
52
|
В гостях у сказки.
|
||
53
|
Книги-сборники стихотворений для детей
|
||
54
|
Стихотворения для детей. Книги-сборники. А.Барто.
В.Берестов. С.Михалков.
|
||
55
|
Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов «Слушаем и
читаем стихи детских поэтов».
|
||
56
|
Дети – герои книг.
|
Интерактивная
доска
|
|
57
|
Дети – герои сказок. («Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка», «Терёшечка» и др.)
|
||
58
|
Дети – герои рассказов. (В. Осеева «Совесть», «Мушка»,
Н.Носов «Мишкина каша», Е. Пермяк «Первая рыбка» и др.)
|
||
59
|
Дети – герои стихотворений. (А.Барто «В школу», С.Михалков
«Фома», Е.Благинина «Тюлюлюй» и др.)
|
||
60
|
Книги о животных
|
||
61
|
Книги о животных
|
||
62
|
Книги В.Бианки. Г.Скребицкого.
|
||
63
|
Книга Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
|
||
64
|
Книга Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
|
||
65
|
По страницам любимых книг.
|
||
66
|
По страницам любимых книг.
|
Литература
1. Нестандартные занятия в начальной школе. Литературное
чтение. 1-4 классы. Л.И. Рудченко. «Учитель» 2007
2.Внеклассное чтение. 1класс. И.Ф. Яценко М.: «ВАКО» 2008
3.Внеклассное чтение. Учим играя. «Учитель» 2006
4.Литературное чтение. 1-4 классы. Внеклассные занятия.Г.Т.
Дьячкова «Учитель» 2007
Комментариев нет:
Отправить комментарий