Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Программа "В мире книг"

Пояснительная записка
  Факультатив  «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Кружковое  занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и  удовольствие и самовоспитание.
 Цели факультатива:
2.    Создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг
3.    Расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов
4.    Формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
 
Преемственность факультатива с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Место факультатива в учебном плане
В 1 классе факультативное занятие проводятся два раза в неделю. Учебный год 33 учебных недели, следовательно, запланировано провести 66 ч.
Формы организации факультатива  
5.    Литературные игры.
6.    Конкурсы-кроссворды.
7.    Библиотечные уроки.
8.    Путешествия по страницам книг.
9.    Проекты.
10.                      Встречи с библиотекарем.
11.                      Уроки-спектакли.

Ценностные ориентиры содержания факультатива.
 Содержание программы факультатива «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
  Программа факультатива способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание факультативных занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
  В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива.
 В результате освоении программы факультатива«В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
-Осознавать значимость чтения для личного развития;
-Формировать потребность в систематическом чтении;
-Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
-Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
-Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
-Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
    -Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
-Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
-Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
-Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
    -Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным   фондом);
-Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
    -Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
-Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
-Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
     -Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
    -Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
-Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.

Универсальные учебные действия:
-Находить книгу в открытом библиотечном фонде;
-Выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
-Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
-Формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
-Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
-Сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
-Слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
-Пользоваться аппаратом книги;
-Овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
-Систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

Содержание программы.

Здравствуй, книга!
Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».
Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги0, иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).
Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения  в библиотеке.
Книги о Родине и родной природе
Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга - сборник).
Структура книги, справочный аппарат книги.
Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).
Писатели детям
Книги детских писателей-классиков (А.Барто, К.Чуковский, С.Маршак, Я.Аким, Л.Пантелеев).
Детские книги с рассказами современных писателей (М.Пляцковский, С.Георгиев, М.Дружинина, С.Степанов и др.).
Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.
Инсценирование картин - эпизодов из выбранной книги.
Народная мудрость. Книги-сборники.
Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).
Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
Творческая работа «Сочини загадку».
По страницам книг В. Сутеева
Книги В.Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.
В.Сутеев – автор и художник – оформитель.
Игра «По страницам сказок В.Сутеева».
Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.
Сказки народов мира
Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.
Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.
Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.
Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).
Книги русских писателей-сказочников
Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Инсценирование отдельных историй.
Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).
Детские писатели
Книги С.Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.
К.Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.
Книги Е.Чарушина для детей. Герои книг Е.Чарушина.
Книги-сборники произведений современных детских писателей.
Сказки зарубежных писателей
Книги сказок Ш.Перро. Книга-произведение. Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях.
Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.
Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги.  Слушание и чтение отдельных историй.
Книги-сборники стихотворений для детей
Стихотворения о детях и про детей. Книги-сборники А.Барто, В.Берестова, С.Михалкова.
Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге».
Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».
Дети – герои книг
Дети – герои сказок. Русские народные сказки («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка» и др.).
Дети – герои рассказов. (В. Осеева «Совесть», «Мушка», Н.Носов «Мишкина каша», Е. Пермяк «Первая рыбка» и др)
Дети- герои стихотворений (А.Барто «В школу», С.Михалков «Фома», Е.Благинина «Тюлюлюй» и др.)
Книги о животных
Книги-сборники о животных.
Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя – дедушки Мазая.
Книги В.Бианки, Г.Скребицкого.

Календарно – тематическое планирование

№ п/п
Тема занятия
Учебно-лабораторное оборудование
Дата
1
Здравствуй, книга!

2
Учебные книги первоклассника.

3
Правила работы с книгой.

4
Художественные книги.

5
Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение).

6
Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке.

7
Книге о Родине и родной природе.

8
Книге о Родине и родной природе.

9
Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник.

10
Писатели детям

11
Книги-сборники писателей-классиков о детях.

12
Книги-сборники писателей-классиков о детях.

13
Подготовка к празднику «Мы школьниками стали»

14
Праздник «Мы школьниками стали»

15
Книги современных писателей о детях.

16
Книги современных писателей о детях.

17
Выставка книг. Слушание и рассматривание одной из книг. Художники-иллюстраторы.

18
Народная мудрость. Книги-сборники.

19
Потешки, шутки и считалки.

20
Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки»

21
Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».

22
Творческая работа «Сочини загадку».

23
По страницам книг В Сутеева.
Интерактивная доска
24
Книги В. Сутеева. Структура книги-сборника.

25
Книги В. Сутеева. Структура книги-сборника.

26
В.Сутеев – автор и оформитель книг для детей.

27
Литературная игра «По страницам сказок В.Сутеева»

28
Сказки народов мира

28
Сказки народов мира
Интерактивная доска
30
Книги – сборники «Русские народные сказки».

31
Книги – сборники «Русские народные сказки».

32
Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.

33
Конкурс «Герои народных сказок».

34
Проектная деятельность. Домики-сказки.

35
Книги русских писателей -сказочников.

36
Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

37
Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

38
Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

39
Творческая работа «Встреча  с Буратино».

40
Детские писатели

41
Книги С.Маршака. Выставка книг.

42
Книги С.Маршака

43
Книги- сборники произведений К.Чуковского

44
Книги- сборники произведений К.Чуковского
Интерактивная доска
45
Книги Е.Чарушина для детей. Герои книг Е.Чарушина.

46
Книги Е.Чарушина для детей. Герои книг Е.Чарушина.

47
Сказки зарубежных писателей.

48-49
Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях.

50
Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги.

51
Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги.

52
В гостях у сказки.

53
Книги-сборники стихотворений для детей

54
Стихотворения для детей. Книги-сборники. А.Барто. В.Берестов. С.Михалков.

55
Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».

56
Дети – герои книг.
Интерактивная доска
57
Дети – герои сказок. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка» и др.)

58
Дети – герои рассказов. (В. Осеева «Совесть», «Мушка», Н.Носов «Мишкина каша», Е. Пермяк «Первая рыбка» и др.)

59
Дети – герои стихотворений. (А.Барто «В школу», С.Михалков «Фома», Е.Благинина «Тюлюлюй» и др.)

60
Книги о животных

61
Книги о животных

62
Книги В.Бианки. Г.Скребицкого.

63
Книга Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

64
Книга Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

65
По страницам любимых книг.

66
По страницам любимых книг.


Литература
1. Нестандартные занятия в начальной школе. Литературное чтение. 1-4 классы. Л.И. Рудченко. «Учитель» 2007
2.Внеклассное чтение. 1класс. И.Ф. Яценко М.: «ВАКО» 2008
3.Внеклассное чтение. Учим играя. «Учитель» 2006
4.Литературное чтение. 1-4 классы. Внеклассные занятия.Г.Т. Дьячкова «Учитель» 2007

Комментариев нет:

Отправить комментарий