Пояснительная
записка
Программа "Бумажные
фантазии" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого
вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в
себя, в свои способности.
Программа
предусматривает развитие у учащихся изобразительных, художественно-конструкторских
способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это
вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но
и создавать ее в
любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя
ее на отношения с людьми,
с окружающим миром.
Бумага, как материал для детского
творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность
бумаги сохранять придаваемую
ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные
поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для
подарков, подставки под карандаши, пеналы
и т.д.).
Любая работа с бумагой -
складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает
возможность ребенку проявить
свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.
Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Воспитание и обучение в кружке осуществляется «естественным
путем», в процессе творческой работы.
Участие преподавателя в создании поделок и композиций осуществляется "сквозь" ребенка, т.е.
ученик получает от педагога ту информацию,
те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных,
соответствующих возрасту, представлений о мире.
Одно из условий освоения
программы - стиль общения педагога с детьми
на основе личностно-ориентированной модели.
Программа предполагает соединение
игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных,
практических и игровых
задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат
творческая деятельность, т.е. создание оригинальных
творческих работ.
Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно
использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. С первых же занятий дети начинают понимать, что
понятие "мусор" для художника
не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным
произведением. Особое внимание
уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению
индивидуальности каждого. Средний
возраст обучающихся 7-8 лет. Программа рассчитана на 1 год обучения. Количество детей в группе от 10
человек, режим работы - 2часа в неделю.
Цель программы - создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных
неповторимых черт, своей
индивидуальности.
Задачи
программы -
Обучающие:
*
закреплять и расширять знания, полученные на уроках трудового обучения,
изобразительного
искусства, математики, природоведения, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
*
знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
* продолжать формировать образное,
пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
* совершенствовать умения и
формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и
других материалов;
* приобретение навыков
учебно-исследовательской работы.
Воспитательные:
* осуществлять трудовое и
эстетическое воспитание школьников;
* воспитывать в детях любовь к
родной стране, ее природе и людям;
* добиться максимальной
самостоятельности детского творчества;
Развивающие:
* пробуждать любознательность в области народного,
декоративно-прикладного искусства, технической эстетики;
* развивать смекалку, изобретательность и
устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
* формирование творческих способностей, духовную культуру
и эмоциональное отношение к действительности;
* развивать умение ориентироваться в проблемных
ситуациях.
Содержание
тем учебного курса
№
|
Тема
|
Количество часов
|
1.
|
Вводное
занятие
Инструктаж по ТБ
|
1
|
2.
|
Торцевание
|
18
|
3.
|
Аппликация
|
8
|
4.
|
Фигурное
вырезание
|
5
|
5.
|
Квиллинг
|
20
|
6.
|
Папье –
маше.
|
7
|
7.
|
Декупаж.
|
5
|
Всего
|
64
|
Тематическое
планирование
№ занятия
|
Тема
|
Количество часов
|
Дата
проведе
ния
|
||
Всего
|
в том числе
|
||||
теория
|
практика
|
||||
1.
|
Вводное
занятие
Инструктаж
по ТБ
|
1
|
1
|
||
2.
|
Торцевание
Знакомство
с приёмом торцевания и инструментами
|
1
|
1
|
||
3-4
|
Торцевание
«Грибочки на тарелочке
|
2
|
2
|
||
5-6
|
Торцевание «Фрукты»
|
2
|
2
|
||
7-8
|
Торцевание «Цветик
семицветик»
|
2
|
2
|
||
9-10
|
Торцевание «Зонтик»
|
2
|
2
|
||
11-12
|
Герои
любимых сказок
|
2
|
2
|
||
13-14
|
Торцевание «Ягоды в
лукошке»
|
2
|
2
|
||
15-17
|
Выбор
узора, изготовление
деталей-торцовок.
|
3
|
3
|
||
18-19
|
Коллективная
работа «Лебеди».
|
2
|
2
|
||
20
|
Аппликация
Вводное
занятие. ТБ
|
1
|
1
|
||
21
|
История
возникновения аппликации.
Виды
аппликации.
|
1
|
1
|
||
22-23
|
Плоская
аппликация из геометрических фигур «Клоун»
|
2
|
2
|
||
24
|
«Аквариум»
|
1
|
1
|
||
25
|
Забавные
животные
|
1
|
1
|
||
26-27
|
«Мой
город»
|
2
|
2
|
||
28
|
Фигурное вырезание
Вводное
занятие. ТБ Знакомство с техникой вырезания
|
1
|
1
|
||
29
|
Вырезание цветов.
|
1
|
1
|
||
30
|
Вырезание снежинок
|
1
|
1
|
||
31-32
|
Выбор
эскиза. Работа над поделкой.
|
2
|
2
|
||
33
|
Квиллинг
Вводное
занятие. ТБ История бумажной филиграни.
|
1
|
1
|
||
34
|
Технология
приготовления полосок бумаги.
|
1
|
1
|
||
35
|
Закрытые
свободные витки. Базовые формы
|
1
|
1
|
||
36
|
Вырезание
листьев из бумаги
|
1
|
1
|
||
37-38
|
Листья из бумажных полосок.
|
2
|
2
|
||
39-40
|
Зеленый виноград
|
2
|
2
|
||
41-42
|
Подснежники
|
2
|
2
|
||
43-44
|
Открытка «Цыпленок»
|
2
|
2
|
||
45-46
|
Открытка к празднику (по
выбору)
|
2
|
2
|
||
47-48
|
Бабочка
и улитка
|
2
|
2
|
||
49-5
|
Зоопарк
|
2
|
2
|
||
51-52
|
Работа над композицией по
выбору
|
2
|
2
|
||
53
|
Папье – маше
Вводное занятие «Удивительный мир папье –
маше». Немного из истории…
|
1
|
1
|
||
54-55
|
Блюдце.
|
2
|
2
|
||
56-57
|
Чашка.
|
2
|
2
|
||
58-59
|
Тарелка.
|
2
|
2
|
||
60
|
Декупаж
Организационное занятие. Знакомство с техникой
«декупаж».
|
1
|
1
|
||
61-62
|
Декупаж на баночке.
|
2
|
2
|
||
63-64
|
Работа на тарелке
|
2
|
2
|
||
Итого
|
64
|
6
|
58
|
Требования к уровню подготовки
учащихся
В результате обучения в кружке в
течение полного учебного года по программе предполагается, что обучающиеся получают
следующие основные знания и умения:
* познакомятся со свойствами и возможностями бумаги
как материала для художественного творчества;
* складывание, сгибание, вырезание, склеивание;
* научатся последовательно вести
работу (замысел, эскиз, выбор материала и
способов изготовления, готовое изделие);
* научатся работать нужными
инструментами и приспособлениями;
*
познакомятся с различными техниками работ из бумаги (аппликация, квиллинг, торцевание, фигурное вырезание, декупаж, папье - маше );
*
научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения
собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных
композициях.
Условия
реализации программы
Для реализации программы дополнительного образования
«Бумажные фантазии» необходимы следующие
условия:
·
материально-технические
условия
-
Рабочий кабинет со столами и стульями, полками вдоль стен.
-
Наборы бумаги для занятий.
-
Карандаши, ножницы, канцелярский нож, скрепки, пинцет, клей, линейки, и т.п.
-
В качестве дополнительного оборудования - компьютер для просмотра презентаций по различным техникам работы с бумагой.
·
методические условия
-
Образцы изделий
-
Пояснительные плакаты, схемы и т.п.
-
Тематическая литература
-
Интернет сайты по прикладному творчеству
Используемая литература
1.
Агапова И., Давыдова М. Поделки из бумаги. / М.:ООО «ИКЦТ «ЛАДА», 2008.
2.
Агапова И., Давыдова М. 114 игрушек и поделок из всякой всячины./М.:ООО «ИКЦТ
«ЛАДА», 2008
3.
Быстрицкая А.И.
Бумажная филигрань. М.: Айрис-пресс, 2010
4.
Каминская Е. А. Поделки из бумаги для начинающих. Ростов-на-Дону, ООО ИД «Владис», 2010.
5.
Лаврова Т.А.
Праздник своими руками. Волгоград, «Учитель», 2009.
6.
Чиотти Донателла.
Оригинальные поделки из бумаги. М.:ОООО ТД «Издательство Мир книги», 2009
7.
Щеблыкин И.К. Аппликационные работы в начальной школе. – М.: Просвещение, 1990.
Комментариев нет:
Отправить комментарий